Здравствуйте вам. Выдалось немного свободного времени, и надумал я систематизировать и обобщить инфу по установке уазовской коробки на первый эксп. Ведь если бы автомат а4лд не доставал, а в то же время родная мкп не была бы редкостью то и не было бы, соответственно, нужды в подобных переделках. Но... Реалии несколько иные... Для себя давно уже решил остаться на 1-х экспах потому как он меня всем устраивает и прытко нравится. джип, который на аватаре, был куплен за 100тр с акпп. отсутствие информации по обслуживанию акп и ее эксплуатации сделали свое дело - завышеный уровень масла, неправильная эксплуатация, - (тягание и говны в режиме "OD"), перетяжка торм. ленты барабана овердрайва, да и другой тоже, а так же, правда изредка, езда с тапкой в пол, - все это, в совокупности, привело к тому, что моя акп попросила ремонта. покурив с недельку профильные форумы я понял, что хочу усилить свою коробку по проекту франка, а может пойти еще дальше, - усилить и приспособить на свой мобиль 4р55е, и самому принудительно переключать передачи включая/выключая определенные соленоиды... но это будет совсем другая история. вобщем поскольку возня с акпп дело обстоятельное и требующее определенного времени,- было принято решение установить кпп уаза, которую я сколхозил когда то на другом джипе.
Вот эта конструкция в сборе:
для такой переделки прежде всего понадобятся родные маховик и корзина сцепления, ну и конечно же алда, которая "достала", и будет в дальнейшем использоваться как донор.
колокол- а4лд.(далее - к.а4) нужно было точно по центру пристыковать кп к колоколу. здесь мне повезло т.к. направляющая кп уаза (по которой ходит выжимной) почти втугую вошла в обойму сальника к.а4, а его нужно доработать т.о., чтобы направляющая села вплотную:
дальше несложное изготовление плиты с помощью болгарки:
затем привернул колокол на место (без корзины), чтобы убедиться что перв. вал сядет как надо:
сама плита крепится к к.а4 через штатные отв., т.е. в ней (плите) нужно наметить и просверлить отв., нарезать резьбу, и привернуть ее теми же самыми болтами что крепят колокол к акпп, и их же с обратной стороны срезать заподлицо с плитой. 4 болта, которые крепят коробку сквозные:
вот они с другой стороны:
их к пластинам приварил (мож придется подтянуть, чтоб не проворачивались).
крупным планом:
наклепал ферадо зила:
готово:
перв. вал укп проточил под родной "ленивый" подшипник, тот который в маховике.
привернул маховик с корзиной на место, отцентровав ферадо этим самым уазовским перв. валом:
вырезал прямоугольную дыру для вилки, затем подобрал длинный болт, на который будет опираться вилка. на фото, ниже, его хорошо видно. изнутри и снаружи этот болт крепится гайками,- т.е. им можно регулировать величину свободного хода педали сцепления, (хотя можно и штоком на рабочем цилиндре сцепления):
рабочий цилиндр сцепления крепится к уголку привернутому к колоколу:
дальше, прикрутил коробку к колоколу, поставил на место и опробовал выжим, (чтоб смело собирать дальше):
есть, выходной вал вращается:
самое сложное, на мой взгляд, это изготовить переходник от уазовской коробки к родной раздатке. вот он,еще на том джипе:
Еще фотки переходника:
как определял размеры переходника: сначала измерил длинну родной акп без колокола, затем измерил длинну кп уаза, + толщина переходной плиты. дальше, - из большего значения вычитаем меньшее и получаем нужный размер.
сам переходник- это какая то толстостенная печная труба, к ней приварены усилители из огрызков толстенького металла. пластины, которыми и крепится переходник(с одной стороны к коробке а с другой- к раздатке) вырезал из 3,5 мм ровного листового железа. конечно надо было бы взять потолще раза в 2 а то и в 3, но тогда его пилить замучаешся, да и найти его на халяву проблемно. один ньюанс - когда я первый раз все собрал поставил и поехал (это 3 года назад) - резкий разгон - 1 ок, 2 ок, 3 - тоже тапка в пол, и брык: нету 3 и 4. вскрытие показало что вот этот подшипник, на котором торчит вал:
(справа):
немного выехал из за косого зуба и нагрузки. ну, в трубу вварил ограничительную шайбу и забыл про эту проблему (варил изнутри, с другой стороны):
теперь про то, как состыковались кпп и раздатка экспа.
взгляд упал на валявшийся в гараже шрус от э2 и в голову мгновенно пришло чумовое решение вопроса. разобрав внутренний шрус и содрав с него трипод, с некоторым волнением стал мерять его на шлиц отпиленного выходного вала а4лд. трипод втугую зашел на вал, с нескольких ударов легкой кувалдочки:
теперь осталось состыковать вал шруса и шестерню раздатки, и здесь мне повезло, - вал точно садится в небольшую проточку в шестерне. тем не менее прихватил полуавтоматом:
и проверил на биение. с первого раза ок, можно заваривать:
плюс этой конструкции в том, что не нужно вымерять длинну вала при изготовлении, все детали в стандарте.
Рычаг использовал родной, с мкп экспа, немного его доработав:
Вырезал шумку и сделал небольшое прямоугольное отв в полу:
педаль сцепления оказалось даже проще приспособить чем я думал,- педальный блок остался родной.в оси тормозной педали есть отверстие:
и в него вставил вот эту педаль:
затем просверлил 3 отв. для установки главного цилиндра сцепления:
пришлось переварить штаны для хода вилки сцепления:
для уменьшения нагрузки на переходник привернул старую подушку от волги (опора дв.), к защите раздатки, (без верхней железной части):
вывернул датчик из алды и воткнул его в разъем проводки для того чтобы заработал стартер.
комментарий
поездив на этой кп могу теперь сказать , что изо всех коробок , которые я колхозил на эти мобили (24, 3110, газель) , - эта наиболее близка к экспу. помню , когда еще на 1-й свой джип (зад. прив.) приделал 24-ю то все удивлялся; и почему он на 1, 2, 3 разгоняется не очень охотно , по сравнению с 4? вроде бы должно быть наоборот? мосты у меня на всех 41 11. потом , когда поездил на родной , понял , как он действительно должен ехать и что значат передаточные числа кп-мост . отсюда для себя уяснил следующее: если кп уаз , то мосты можно не трогать , если кп 3110 или газель , то менять редуктора или сами мосты (все таки 5- ст. кп)
технически конечно возможно и раздатку воткнуть и мост передний на рессорах подкатить , что в свою очередь потребует замены заднего , - но... я поставил перед собой задачу сделать очень бюджетным этот капризный агрегат, и мне кажется что это удалось. почему?- отвечу. когда то давно примостыривая 24-тую кп к моему экспу (это было 5 лет назад) мне пришлось отрезать коробку от колокола болгаркой (ну не знал я тогда что у акп его можно просто отвернуть и что найти его не проблема) потом пришлось подгонять газелевское ферадо, потом протачивать крестовину , удлиннять первичный вал... да много чего еще. затевать подобную переделку не посоветую никому. проездил на таком колхозе 2,5 года.
эксп тихо жевал подряд, одну за другой и 24-тые и 3110 и газелевские коробки. ни шло никакой речи о том чтобы тягать прицепы , бревна, залезть куда то...
нужно было просто ездить по асфальту. самой выносливой оказалась 24-тая, но и она же самой
не подходящей по передаточным числам. так вот, после всех этих свистоплясок подвернулась родная
исправная мех. кп. и я почуял разницу в поведении авто на промежуточных передачах. а разница - отсутствие тупизны на промежуточных передачах. подводя итог скажу - кп уаза близка
к родной. хотя бы потому что ездил
как и где мне вздумается и то что мне нужно то я им и тягал. при всем при этом внутрь этой кп (уаз)
не лазил ни разу...
НО, хотя, на тот момент поездил на акп только полгода , - к ней прикипел. у автомата есть какая то своя прелесть из за чего я и ценю экспа.
а так, эксп с укп по ездовым качествам больше напоминал мне
уазик.