Автор Тема: Пять озёр  (Прочитано 8627 раз)

Оффлайн Чеширский кот

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 529
  • Репутация: +180/-0
  • Пол: Мужской
  • Виталий
    • Просмотр профиля
  • Откуда: орехово-зуево,и м.Щелковская
  • Модель: Другой автомобиль
  • Год выпуска: 2007
Re: Пять озёр
« Ответ #15 : 26 Август 2015, 19:39 »
Юра на белом и бес нос :-D

Оффлайн yuerАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2890
  • Репутация: +259/-0
  • Пол: Мужской
  • +7 (960) 270-71-00
    • Просмотр профиля
  • Откуда: Санкт-Петербург
  • Модель: FE1 4.0L АКПП
Re: Пять озёр
« Ответ #16 : 26 Август 2015, 23:02 »
День четвертый.
Утреннее солнце уже к 7 утра раскалило палатку, что терпеть стало невозможно. Просыпаемся еще раньше и ставим очередной (наверное, абсолютный за всю поездку) рекорд по времени отъезда из лагеря.

Церковь Воздвижения Креста Господня на пути к пятой точке.
Пятая точка (так же, как и многие другие, была найдена на геокешинге и относится к внедорожным. В интернет-блокноте тайника есть несколько комментариев относительно дорог к этому тайнику, но только один из оставивших отзыв до этого тайника добрался. Я прочитал все эти комментарии, надергал из них цитат с точками, где и куда поворачивать, а также координаты камня, который не смогли преодолеть кешеры. Забиваем точку в навигатор и он предлагает заехать к ней с приличной петлей с задней стороны, я после прочтения комментариев уверен, что другой дороги нет, спорим со Котэ, в итоге я настаиваю ехать по моему описанию. Сначала все просто: асфальт, деревеньки, грейдеры, заброшенная деревня, живописная полевая дорога

Далее полевая дорожка резко обрывается и начинается скошенное поле. По Гармину эта дорожка присутствует на карте, едем через поле по направлению, поле заканчивается, подъезжаем к лесу – въезда в лес нет. Смотрим координаты того камня, который остановил кешеров, он оказывается далеко сзади, мы его даже не заметили. Долго ползаем вдоль границы леса и поля и находим заросшую узкую дорожку со следами, что тут кто-то ездил когда-то. На карте этой дороги нет, и куда она ведет, мы не знаем. До точки 4км. Запас топлива большой (литров 150 не меньше), так что решаем ехать по ней. В итоге понимаем, что развернуться вариантов нет. Такое впечатление, что дорожка была когда-то отсыпана, справа и слева канавы и очень много деревьев. Метров через 500 от въезда в лес на дороге появляются короткие засадные лужи-канавки с очень жидким дном. Веса человека достаточно, чтобы уйти вниз на 15-20см. Идем вперед и насчитываем таких луж 5-6 штук до развилки, где есть шанс развернуться. Заранее спускаю колеса, включаю контролтрэк. Третья пониженная в ручном режиме, и уже в первой луже, которая как назло находится на повороте, соскальзываю с дороги в сторону дерева в канаве. Котэ в это время за поворотом уже снимает интересное видео про то, как мы будем преодолевать вторую, третью и четвертую засады. Из канавы выбираюсь самостоятельно, все следующие лужицы, которые находятся на прямых участках, проезжаю без проблем. Видео получилось неинтересное. После развилки дорога некоторое время становится несколько получше и пошире, вместо луж появляются ручейки, перетекающие через дорогу и промывшие в ней канавы типа вчерашней. В одной не хило прикладываюсь на съезде газовым баллоном об камень, во второй застреваю, но выбираюсь уже достаточно быстро и самостоятельно, сказывается вчерашний опыт. После одного такого препятствия вижу впереди что-то зеленое матовое, и что-то блестит рядом, думал уже что-то типа шишиги едет навстречу. Проезжаем еще чуть-чуть – оказалось, что это просвет в лесу, дальше лес заканчивается и впереди хорошая полевая дорога. Котэ уже в поле греется на солнце, встречает и рассказывает про аналогичный глюк со встречкой. Ему пришлось пройти 3км по лесу пешком, остался километр полевой дороги и мы на месте.

Никольская (в других источниках Николаевская) Перебатинская церковь (1809г.)
В Интернете практически ничего нет об этой церкви, кроме расположения и года постройки несмотря на пузотерную доступность при условии, что знаешь дорогу. Я никогда до этого не видел ничего подобного.

Фрески удивительно сохранились до наших дней, да и сама церковь тоже. Кто-то возможно еще в начале 20 века украл доски пола из трапезной, но черный пол, выложенный бревнами, сохранился до сих пор.

Внутри стоит станок непонятного назначения с деревянными лопастями и ременным приводом от них.
Вокруг церкви действующее кладбище и хотя мы не видели свежих захоронений, видно, что за могилами ухаживают и даже меняют памятники на новые. Естественно, что к кладбищу ведет хорошая накатанная полевая дорога, которую нам подсказал навигатор, а мы (я) ему не поверили. Уже дома, взглянув еще раз на местность со спутника, я обнаружил, что та лесная дорожка сделала огромную петлю и обошла несколько крупных полян в лесу. А прочитав повторно описание к тайнику, я выяснил, что у меня в памяти отложилась какая-то сильно откорректированная версия комментариев. На самом деле оказалось, что не Дастер смог проехать туда, а Кайрон и не смог, а проехали туда мотоциклисты.
Едем дальше, точка 7, в которой по плану должна была быть ночевка – пристань Антоний, известная с незапамятных времен, минимум с 13 века. При пристани есть церковь Антония Великого (1846). Данная церковь примечательна тем, что весь советский период использовалась как хозпостройка рыболовецкой артели и звуковой маяк, поэтому до наших времен сохранился даже колокол.

По отзывам это достаточно оживленное место, рядом с которым есть несколько тихих мест для ночевки. Мы приехали туда в середине дня, поэтому оживления не заметили.

Далее по плану у нас были музеи г. Кириллова, но так как мы к четвертому дню сильно отставали от графика, пришлось его корректировать. Музеи мы отложили на следующий день, а на вторую половину дня запланировали природные достопримечательности и поиск гостиницы, чтобы завтра не терять время на сборку лагеря и возвращение к музеям.
Итак точка следующая, Ципина гора – напорный моренный вал Валдайского оледенения. Один из значительных памятников природы парка «Русский север», самая высокая точка на его территории. Абсолютная высота горы 210,4м, относительная – 80,4м. Объект уникален наличием редких и исчезающих растений, пейзажной привлекательностью. Здесь произрастают редкие растения семейства орхидных. Цыпина гора еще с языческих времен считалась священной. В 1882г. на одной из ее вершин местными крестьянами была построена каменная часовня во имя святого князя Александра Невского и в память мученической кончины императора Александра II, которая была разрушена в советское время. Эта небольшая часовня видна была из далеких окрестностей. Сейчас уже есть планы по ее восстановлению. Сама гора издавна была любимым местом для прогулок местных жителей, хороводов и гуляний. В старину на самой вершине горы стояли качели.
Местные жители говорят, что в ясную погоду с Цыпиной горы можно увидеть блеск куполов Софийского Вологодского собора, а до него, между прочим, 100 километров. Бинокль мы с собой не взяли, поэтому проверить эту легенду мы не смогли. Вообще меня не очень впечатлил вид с горы, с Воттоваары намного красивей и разнообразней, а тут леса, леса, леса и все. Кроме того, с вершины горы спускается горнолыжная трасса. Добраться до самой вершины можно на любом внедорожнике с понижайкой, а в сухую погоду до полянки недалеко от вершины даже на недоприводе с небольшим клиренсом. Правда, с одной оговоркой, нужно знать, как туда ехать, нас навигатор завел в огороды на вершине горы, но мы вовремя поняли, что нам туда не надо. Через несколько минут туда же проследовала группа московских туристов на Крузаках.

Точка следующая, церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь действующая, совсем недавно была закончена реставрация. Уникальность церкви заключается в том, что с момента ее освящения (1782) и до сих пор церковь не закрывалась и действовала даже в советский период.

К этому моменту уже становится достаточно поздно, начинаем поиски гостиницы. К этому я заранее был готов, у меня были с собой распечатки с гостиницами по всем городам, которые находятся на нашем пути, оставалось только обзвонить их. Для маленьких провинциальных городков семь вечера – это уже поздно. В итоге дозваниваемся только до двух мест: гостиница «Феникс» и какая-то турбаза с конским ценником 7000р/сутки за 4-хместный домик. Селимся в люксовые (других с удобствами не было) номера гостиницы, советовать ее не буду: для «переночевать» после нескольких дней в палатке пойдет, для «пережить ночь» после длинного перегона за рулем тоже, а вот оставаться там на больший срок не хочется.
Ужинаем по совету администратора гостиницы в местном типа ресторане «Пир горой»: столовке, в которой вечером функция «самообслуживания» выполняется официантами. В целом очень даже, если не зацикливаться на время ожидания при практически пустом зале. Но алкоголь приносят достаточно оперативно, так что мы не скучаем.
Вечером я засыпаю под крики местных подростков, которые под окнами гостиницы играют в сутенеров. Однако, 90-ые отсюда пока не ушли, а может это новая линия развития туризма в регионе…
Ford Explorer III 4.6 LTD 32" STT +4"
Grand Cherokee WJ 4.7 LTD +4"

Оффлайн yuerАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2890
  • Репутация: +259/-0
  • Пол: Мужской
  • +7 (960) 270-71-00
    • Просмотр профиля
  • Откуда: Санкт-Петербург
  • Модель: FE1 4.0L АКПП
Re: Пять озёр
« Ответ #17 : 28 Август 2015, 16:12 »
День пятый
Это почти городской музейный день. По-быстрому завтракаем и отчаливаем из гостиницы. Недовысохшие за ночь шмотки досушиваем в пути.

Первая точка на сегодня из вчерашнего – Ферапонтов монастырь.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2_%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C

С парковкой тут непонятно: въезд на парковку у входа в монастырь запрещает знак «Движение запрещено», тем не менее, туристические микрики и некоторые легковушки едут под него. Внизу в 200м от монастыря есть парковка около гостиницы. В результате забиваю на правила и паркуюсь прямо на повороте основной дороги Ферапонтово в тени деревьев.
Наверное, один из самых маленьких отреставрированных монастырей из тех, где я успел побывать, что используются сейчас как музей или по основному назначению. Точнее территория большая, но как-то совсем не застроена и не обнесена мощными стенами. Несмотря на то, что мы приехали к монастырю не рано, посетителей практически не было. И опять мой косяк по культурной программе. В монастыре располагаются 2 музея: музей фресок Дионисия и музей крестьянского быта. Посещение довольно небюджетно: стоимость билетов 250 и 200р соответственно + за фотосъемку. Решили пойти только в музей крестьянского быта, наверное, зря. Надо было смотреть фрески, которые были написаны около 500лет назад и с тех пор не утратили яркости и не реставрировались. Будет повод еще раз вернуться в эти края.
Точка следующая - Кирилло-Белозерский монастырь.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D0%BE-%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C
Это уже полная противоположность предыдущему монастырю: огромный (самый большой в России) монастырь с неприступными крепостными стенами, с огромным количеством туристов, втч и иностранных, с забитой посетителями парковкой и большим количеством лотков с сувенирами, с новыми технологиями в виде голубозубых микрофонов у гидов и наушников у туристов и соответствующими ценами на билеты – 500р за общий билет, в который много чего не входит. Прогуляться по территории монастыря бесплатно

Не знаю, что тут писать дальше, для себя я это место отложил на потом. Однозначно минимум один полный день нужно было бы выделить только на этот монастырь. Мы ограничились прогулкой по территории и двинули дальше.
С нумерацией точек и порядком посещения уже все было перепутано. Точка четырнадцатая (по легенде маршрута) – гора Маура. Это тоже природный памятник, часть национального парка «Русский Север». Описание обещало оборудованные экологические тропы, указатели и скамейки. По факту внизу есть парковка, один абсолютно бесполезный информационный плакат и несколько плакатов с лозунгами типа «Берегите природу, мать вашу» или «Берегите лес от огня» вдоль тропинки. Тропинки, кстати периодически совпадают с местными дорогами, которые есть на картах, так что навигатором лучше не пользоваться, он поведет по кругу по дорогам. Наверху памятный камень с отпечатком ноги, поклонный крест и пепелище часовни. Обещанные красивые виды с горы, по всей видимости, можно было смотреть со звонницы часовни. Сейчас особо ничего не разглядеть из-за деревьев.

Спускаемся с горы и двигаемся дальше, точка без номера из списка достопримечательностей Кириллова и окрестностей – Горицкий монастырь. Монастырь с печальной судьбой, его основательница была сначала сослана в него и казнена, а впоследствии он стал местом заточения царственных и благородных дам. В отличие от двух предыдущих монастырей этот является действующим, но находится в запустении. В монастыре ведутся реставрационные работы, но процесс разрушения временем явно их опережает.
Уже впоследствии в Интернете я прочел, что вход в монастырь осуществляется через главные ворота и фотосъемка платная, мы вошли через какие-то другие открытые ворота и никого из «сотрудников» монастыря на своем пути не встретили, впрочем и дырок в стенах, способных служить входом так же хватает. Кроме нас на территории было еще несколько посетителей и, наверное, местные с канистрами для воды из святого источника.

Собор Троицы Живоначальной (1850) на переднем плане и на заднем Собор Вознесения Христова (1544). Второй сильно разрушен, но, тем не менее, обнесен лесами.
Описав небольшую дугу вокруг Кириллова, возвращаемся в него и заезжаем еще в одну точку. Гора Золотуха и рядом на месте расстрела в 1918 году епископа Кирилловского монастыря, игуменьи Ферапонтова монастыря и четырех мирян часовня Новомученников Кирилловских (2005). Часовня нетиповая несмотря на то, что это новодел и интересная.

А вот обещанных изумительных (с) видов на панораму Кирилло-Белозерский монастыря мы не обнаружили. По моему скромному мнению, гораздо лучшие виды открываются с ул. Строителей, проходящей у подножия горы.

На саму гору на машине ехать не надо, хотя дорога туда есть. На вершине горы было картофелное поле, а дорога уходила куда-то вниз по ту сторону горы. Разворачиваться на узенькой дорожке, которая наклонена в двух плоскостях, и у которой, с одной сторону крутой склон, а с другой чужие грядки, то еще удовольствие.
Мы возвращаемся в Кириллов, чтобы еще раз посетить понравившуюся нам вчера столовку, а потом двигаемся в сторону Белозерска. На выезде из Кириллова заканчивается асфальт и начинается пыльный грейдер, типа нашего после Приозерска на Сортавалу. Газа дальше тоже больше не будет. На обратном пути из Ферапонтова монастыря я заправил полный баллон, дальше едем только на бензине, практически до самого конца нашего путешествия это будет неприкосновенным запасом.
Впереди на нашем пути первая паромная переправа. Кирьяновская паромная переправа через реку Шексну на дороге Кириллов - Белозерск. Работает летом (с мая по октябрь) тем самым сокращая путь до 40 км. Паром бесплатен, со стороны Белозерска отправляется каждый день с 9 до 6 вечера (в 9, 10, 11, 12, 12:40, 14, 15, 16, 17 и 18 часов, обед с 13 до 14; обратно — каждые полчаса, в пути 10-15 минут). В Интернете есть непроверенная информация, что во внеурочное время паром работает платно по 250р с машины, достаточно просто моргнуть дальним светом. В межсезонье необходимо объезжать через Липин Бор на севере, либо по недавно построенному мосту через Шексну на юге в местечке Иванов Бор.
Ford Explorer III 4.6 LTD 32" STT +4"
Grand Cherokee WJ 4.7 LTD +4"

Оффлайн yuerАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2890
  • Репутация: +259/-0
  • Пол: Мужской
  • +7 (960) 270-71-00
    • Просмотр профиля
  • Откуда: Санкт-Петербург
  • Модель: FE1 4.0L АКПП
Re: Пять озёр
« Ответ #18 : 31 Август 2015, 11:57 »
Паром вмещает в себя совсем немного машин, где-то впритирку влезет 8-9 максимум. Уже на подъездах к парому нас начали обгонять местные, которые явно спешили. Я ускорился, и мы приехали к парому четвертыми, всего к приходу парома приехало шесть машин. После парома нас ждал такой же пыльный грейдер, к счастью внедорожников на пароме было всего два с нами. Местный Крузак быстро улетел вперед, а за ним не сильно спеша, но быстрее остальных поехали мы, не глотая пыль всех тех, кто приехал к парому раньше.
После парома нам предстояло посещение церкви Рождества Пресвятой Богородицы (1783). Церковь примечательна тем, что засветилась в фильме «Калина красная». Навигатор рисует нам короткую дорогу, сворачиваем с грейдера, проезжаем через жилую деревеньку Чикиево, жители которой провожают нас заинтересованным взглядом. Вообще на 5-литровое авто без глушителя сложно не обратить внимание. Далее уходим в поле за деревней и не находим дороги, которая есть на навигаторе. Точнее находим следы заросшей дороги, которую нужно заново пропиливать. Валить бампером деревья в 4-5см я не готов. Обсуждаем дальнейшую стратегию: до точки около километра по прямой или 8км по грейдеру. Выбираем второй вариант и возвращаемся обратно через грейдер.
Сейчас, при написании отчета я внимательно осмотрел местность и нашел на Яндекс-картах еще одну хорошо заметную дорожку, а на Гугло-картах она не просматривается. Так что, вероятно, срезать там можно было.

Церковь пока еще неплохо сохранилась, несмотря на возраст, в церкви есть следы присутствия людей и табличка с контактами, кому позвонить или написать, если хотите помочь в восстановлении церкви. Местами все еще видны фрески, но после Перебатинской церкви особо впечатления не произвела.
К вечеру прибываем в Белозерск. Это совсем не туристический город, как Кириллов, несмотря на богатую историю. Белозерск – один древнейших городов России, известен с 9 века и примечателен тем, что первые 500 лет своей истории менял свое положение, но всегда находился на берегу Белого озера. В 15 веке город бросил якорь у того места, на котором находится сейчас. С тех пор сохранился только земляной вал Белозерского кремля.
Сейчас на территории кремля находятся детский сад, колледж, несколько зданий музеев и концертная площадка. Все очень ухожено, но, похоже, это связано с недавним юбилеем города, хотя с тех пор уже прошло 3 года.

Меня впечатлила концертная площадка, отделенная от зрителей болотом

В музеи мы уже не успевали, заскакивать ради галочки не хотелось, а на вдумчивое посещение времени не хватало. По отзывам из Интернета стоимость билетов во все музеи копеечная (около 50р), при этом персонал отзывчивый и интересный, как и сами музеи.
Еще одним интересным сооружением Белозерска является мол или волнорез. Попасть на волнорез можно в городского пляжа, для этого нужно переехать или перейти Ильинскую понтонную переправу и отправиться на северо-восточную оконечность пляжа. Навигатор, естественно предложит вам переплыть Обводный канал. Не знаю, как часто разводится переправа, но нам пришлось немного подождать.

Мол собран из непонятных типовых бетонных изделий

Опять же, по отзывам лучшее время для посещения этого места – это закат. Да заката еще несколько часов, а мы успеваем на последний паром.
Крохинская паромная переправа через реку Шексну (Волго-Балтийский канал) на автодороге Череповец - Белозерск - Липин Бор. Работает с 8.00 до 20.00 с перерывом 13.00-15.00. Отправление в начале каждого часа от Белозерского (правого) берега. Та же история, что и с паромом ниже по течению: 150р. вне расписания.
Приезжаем к парому аж за 45 минут до отправления. На этой переправе в качестве парома выступает не судно, а понтон, который передвигается при помощи лебедки. Паром причален к нашему берегу, мы первые и единственные. Сидим, ждем команды на погрузку, проходит 15 минут, и на противоположном берегу появляется машина. Паромщик, не дожидаясь времени отплытия согласно расписанию, дает команду на погрузку, благодаря этому мы экономим полчаса.
Пока идем на пароме, вдали обозреваем еще одну путевую точку: церковь Рождества Христова затопленного села Крохино. Эта церковь – единственная постройка, которая сохранилась от всего села, затопленного при создании Волго-Балта. На данный момент церковь не имеет никакого статуса и ни за кем не числится. Волонтеры пытаются ее восстанавливать, но на 2015 год на сайте никаких новостей не обнаружено.

После парома начинаем искать место для ночлега. Мы добрались до второго озера нашего путешествия и ищем стоянку на берегу Белого озера. На протяжении 15 км не было ни одного нормального съезда к озеру, доезжаем до села Ухтома. Тут по легенде очередная путевая точка, но уже следующего дня, деревянная ладья – памятник водно-волоковому пути Новгород – Белое море, основанному в 10 веке. Ладью не нашли, зато нашли храмовый комплекс, состоящий из церкви Успения Пресвятой Богородицы (каменная, 1780) и церкви Воздвижения Креста Господня (деревянная, 1797) и неизвестной часовни. Единственное, что нашел впоследствии в Интернете, это год постройки 2013. Также нашел, что в этом достаточно удаленном селе есть еще одна достаточно интересная в плане архитектуры деревянная церковь, которая находится на кладбище.

Солнце уже садится к горизонту, а мы так и не нашли, место для ночевки. Обращаюсь к местным с вопросом, и мне подсказывают место недалеко от деревни. Сами мы бы точно не нашли, от грейдера рядом с трансформаторной будкой на выезде из села к берегу отсыпана гать, способная выдержать достаточно тяжелую машину. При чем она отсыпана не горбылями, как времянка для лесовозов, а выстлана горбылями и присыпана битым кирпичом, а съезд с грейдера вообще выложен плитами. Не знаю, кому понадобилось строить такую надежную дорогу, но приводит она к небольшой полянке между болот, на которую можно уместить пару машин и столько же палаток.

То, что на фотке кажется черным песком, на самом деле оказалось вязким илом. Озеро не подпускает к себе: ил настолько вязкий, что ноги буквально сразу тонут в нем. В воде играет рыба, в камышах крякают утки, но к ним не подобраться. Зато огромные жирные комары откладывают яйца в нагревшийся на солнце ил и тоже готовятся к ужину.
День подходит к концу, мы добрались до второго озера нашего путешествия, нагнали график, пусть и с небольшим сокращением программы, но смысла осиливать такое огромное количество музеев за один день я не вижу. Мы получили общее представление о двух городах Вологодской области, и даже немного начали опережать график.
Ford Explorer III 4.6 LTD 32" STT +4"
Grand Cherokee WJ 4.7 LTD +4"

Оффлайн AL98RUS

  • Мастер пера
  • ******
  • Сообщений: 5755
  • Репутация: +328/-1
  • Пол: Мужской
  • 4.6L 2008 уехал, Sport 2018 MOHAVE2 2021 100тык
    • Просмотр профиля
  • Откуда: Петроград
  • Модель: Другой автомобиль
  • Год выпуска: 2021
Re: Пять озёр
« Ответ #19 : 31 Август 2015, 15:47 »
Юра! Твои рассказы- как всегда интересны. Молодец!
Реальность такова, что по-настоящему неотложных дел не существует (Р. Карлсон)

Оффлайн yuerАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2890
  • Репутация: +259/-0
  • Пол: Мужской
  • +7 (960) 270-71-00
    • Просмотр профиля
  • Откуда: Санкт-Петербург
  • Модель: FE1 4.0L АКПП
Re: Пять озёр
« Ответ #20 : 02 Сентябрь 2015, 20:55 »
День шестой.
Опять жаркое утро и отличная погода, но огромное количество комаров, которые никуда не пропали. Ночью где-то неподалеку от поляны в болотах ее окружающих рухнуло, судя по звуку, достаточно крупное дерево. Те, кто спал – проснулись, я в это время читал форумы в Инете и не обратил внимания. На поляне был неплохой 3G.

Собираем лагерь, и еще раз проезжаем по деревне в поисках ладьи: мало ли в сумерках пропустили. Опять ничего не нашли, а местных что-то не видно. Надо ехать дальше, Гармин опять рисует короткий маршрут через леса, а Навител рисует петлю через Липин Бор, несмотря на то, что ту дорожку знает. Не помню, по какой причине, но мы поехали длинной дорогой. Может быть, потому что кругом были болота, и желания выкапывать машину в присутствии такого скопления комаров не наблюдалось.
Прощальный кадр из Ухтомы, речка Ухтома и вдалеке Белое озеро

Липин Бор проходим транзитом, единственное, что заскочили в продуктовый магазин и выбросили мусор. Ни одной фотографии Липиного Бора не сделали. Это очень крупное село со своей инфраструктурой, есть даже свой стадион.
Первая цель этого дня – д. Чистый Дор. Почему деревня не знаю. Знаете в чем отличие деревни от села? В селе есть церковь, а в деревне – нет. А тут деревня и у нее есть своя церковь.
Церковь Николая Чудотворца (1767)

История происхождения названия деревни заключается в том, что деревня расположена на старой вырубке. Дор – это большая поляна в лесу, а «чистый», потому что это раскорчеванная старая вырубка.
Огромное старое село, в котором практически нет новых домов, но при этом почти все старые огромные рубленые избы заселены и поддерживаются в хорошем состоянии.
Про церковь написать особо нечего. Пока стоит, ощущается какое-то редкое  присутствие людей, натоптанной тропинки к церкви нет. Тем не менее, на дверях висит замок, а окна и часть кровли забита мембраной. Фотографии 2013 года почти не отличаются от моих, наверное, это хорошая новость. Тем не менее, на официальной странице волонтеров, восстанавливающих эту церковь, есть свежие новости. Даже о том, что церковь хотели разобрать и перевести в Череповец в местный музей, но жители ее отстояли.
На подъезде к деревне наши навигаторы опять поссорились, один предложил ехать через леса. Съезд в леса с шоссе выглядел как-то опасно, и мы решили поверить Навителу. Пока рассматривали церковь, из леса с той первой дорожки выехал пикап Хайлакс с боксом на крыше, подъехал к церкви с противоположной от нас стороны и остановился. Судя по тому, что он был чистый, эта дорожка не должна была представлять опасности. Я хотел пообщаться насчет этой дороги, но пока обходил церковь, пикап сорвался и уехал куда-то дальше по полю, потом еще несколько раз проехал мимо церкви.
Рядом с церковью есть небольшая речушка, по легенде по ней приплыла икона. Поскольку Белое озеро нас не подпустило, моем в этой речушке посуду и уезжаем. На выезде из села нам навстречу попадается тот же Хайлакс. По ПДД я должен ему уступить, останавливаюсь, он не едет и моргает мне фарами. Поворачиваю - он садится мне на хвост, притормаживаю – не обгоняет. Возвращаемся на асфальт 100-110 - он продолжает сидеть на хвосте, ускоряюсь до 130км/ч, и он, наконец, отстает.
Следующая наша точка на сегодня – Никоновский родник. И навигатор опять уводит нас с асфальта по грейдерам через малонаселенные древние деревеньки со старинными избами.

Несмотря на то, что родник освящен, его название связано не с именем святого, а с названием населенного пункта. По предположениям участников геологической экспедиции родник напоминает системы водоснабжения 16-17 веков. Мне он напомнил римские акведуки. Только изготовленные из наших традиционных русских материалов: вода течет с горы по длинному лотку, изготовленному из нескольких бревен.

Мы были уже научены горьким опытом, что не стоит набирать воду из непроверенных источников, даже если местные берут оттуда воду. Родник был сначала нами опробован, и единогласно вода была признана хорошей, поэтому ей были заполнены все свободные емкости, кроме небольшой складной канистры и ведер.
Координаты родника, по всей видимости, били в точку, откуда вытекал родник. Мы немного поплутали в поисках дороги туда, проехали деревню и были атакованы роем шершней.

Википедия сообщает, что существует специальная шкала болезненности ужалений, так вот укус шершня не больнее укуса медоносной пчелы и находится примерно в середине шкалы. Самое болезненное ужаление у крупных тропических муравьев. Мы не стали проверять эту информацию на всякий случай.
Дорога к роднику пересекает несколько речек с деревянными мостами.

Перед каждым мостом стоят таблички с инструкциями и грузоподъемностью мостов.

На обратном пути я решил остановится на таком мостике и сделать пару живописных фоток речки. К счастью я не успел выйти из машины, а штурман вовремя заметил, что мост под тяжестью машины начал тонуть. Так что эта фотка добавила нам немного адреналина.

А дальше нам предстояло возвращение на асфальт и много-много (около 100км) асфальта до следующей точки. На этой дороге я впервые осознал свой просчет с подготовкой машины к дальним путешествиям. По моей компоновке получалось так, что в заднем свесе висит полный баллон газа, запаска, канистра с водой и коробка с запасом дров. Так навскидку это примерно весит не меньше 150кг. В результате на плохой волнистой асфальтовой дороге машину начинает сильно продольно раскачивать даже на самом жестком режиме подвески. В итоге эти долгие 100км пришлось ехать со скоростью 80-90км/ч. По пути опять встречаем тот Хайлакс, который встал на обед под мостом у какой-то речушки.
С третьей точкой нам не повезло. Нами было запланировано посещение места падения штурмовика Ил-2, на котором сохранился сам самолет. Добрались, немного поплутали, уехали дальше, чем рекомендовалось в описании. Когда дорога стала совсем непролазной, пошли пешком и встретили грибника, который сообщил, что самолета больше нет. Его совсем недавно вывезли, а по отзывам апреля 2015 года он еще был на месте.
Дальше нам предстояла поездка к карстовым озерам Вологодской области. Это достаточно глухой и малолюдный уголок Вологодской области, поэтому заезжаем в Вытегру на Лукойл, заливаем полный бак и гоним обратно в Белоусово, чтобы пересечь Волго-Балт по шлюзу №2. По пути встречаем и приветствуем участников Монгол-ралли 2015.

Для тех, кто не в курсе, Монгол-ралли – это благотворительная гонка длиной около 17 000км, которая стартует из Лондона и финиширует в Улан-Баторе. До ралли допускаются машины с объемом двигателя до 1000см3 и мотоциклы до 125см3, для особо эпичных машин организаторы делают исключение. Нет никаких спецучастков, маршрут прокладывается экипажем самостоятельно и является уникальным. Ну да ладно, подробнее сами можете найти в Интернете.

Шлюз №2, в отличие от первого, низкий и здесь нужно стоять и пропускать корабли и суда. В нашем случае мы пропускали маленький буксирчик, который тащил 2 военных катера. Стояли не очень долго, нам повезло, что это была не огромная баржа, которую не так-то просто запарковать в узенький шлюз. А дальше опять закончился асфальт и пошли типично карельские пейзажи и дороги.

с единственным отличием, что вместо сосновых боров был лиственный лес и болота, болота, болота…. и холмы.

Последней нашей точкой на сегодня по графику была д. Ундозерский Погост. По отзывам на геокешинге от 2010 года это глухая деревенька. Каково же был моего удивление, что спустя 50км и 2-3 еле живые деревни мы приехали в огромную деревню, в которой кипела жизнь. В деревне находится церковь Богоявления Господня (1850)

Церковь достаточно целая, уцелели даже двери и рамы, хотя присутствие рядом живой деревни вносит свою лепту в разрушение церкви. Наверху какие-то фрески, да впрочем, как разглядывать фрески, когда рядом два огромных живописных озера.

Где-то в Интернете я нашел координаты хорошей стоянки, едем туда, дорога только для 4х4, но без особых проблем проезжаем. А там уже занято, на поляне стоит Раннер на московских номерах с опущенными стеклами, ключами в замке, документами и телефонами в салоне, людей рядом нет.

Решили не беспокоить и ехать на соседнее Солозеро, на котором заприметили стоянку по пути сюда. Хоть Солозеро и не является карстовым (периодически исчезающим), оно стало для нас третьим озером большого путешествия. На берегу Солоозеро раньше находилось 5 деревень, в настоящий момент они все заброшены.
Пока ставим лагерь, начинает смеркаться, так что фотографии откладываем на утро. Как только сели за стол к нам подъезжает тот самый Раннер, рыбаки желают приятного аппетита, спрашивают как рыбалка и уезжают куда-то дальше по своим делам. Местечко кстати оказалось достаточно оживленным. Съезд к нашей поляне находился прямо у закрытого поворота после длительного спуска, и нам казалось, что каждая проезжающая машина собирается поворачивать к нам. Хотя машин было всего 2-3 штуки.
Ford Explorer III 4.6 LTD 32" STT +4"
Grand Cherokee WJ 4.7 LTD +4"

Оффлайн yuerАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2890
  • Репутация: +259/-0
  • Пол: Мужской
  • +7 (960) 270-71-00
    • Просмотр профиля
  • Откуда: Санкт-Петербург
  • Модель: FE1 4.0L АКПП
Re: Пять озёр
« Ответ #21 : 04 Сентябрь 2015, 20:30 »
День седьмой.
Утро по цвету неба как-то незаметно отличалось от вечера, но дождя не было.

Неспешно собираем лагерь и выдвигаемся обратно по длинному грейдеру. Ночью прошел дождь, и грейдер стал заметно мягче, а передвижение по нему быстрее и комфортнее. Вчера мы ехали по нему во второй половине дня и практически никого не встретили, а сегодня в рабочее время по нему уже снуют лесовозы и обслуживающие вырубки буханки.
Грейдер пролетел заметно быстрее, на подъезде к шлюзу есть очень трудный участок: коса между шлюзом и ГЭС длиной около 500м и шириной в одну полосу. См. карту.
https://maps.yandex.ru/-/CVgWFLOu
На этом участке пути преимущество у тех, кто едет в сторону Вытегры. Перед шлюзом есть небольшое расширение. А на самом шлюзе опять преимущество в сторону Вытегры. Косу проходим в одиночестве, при подъезде к шлюзу навстречу появляется какая-то пузотерка, мы с ней одновременно подъезжаем к шлюзу. У меня преимущество, поэтому я ускоряюсь. Пузотерка несмотря на то, что мы на шлюзе не разъедемся, вскакивает на узкий участок и понимая, что я уступать не буду, останавливается в самом начале. Дежурный по шлюзу дает команду пузотерке уступить мне дорогу, та нехотя отъезжает назад. Заглядываю в пузотерку, там мужик лет 50, что-то орет и машет руками. Смотрю на номера, все ясно - 150 регион.
Добираемся до Вытегры, здесь у нас первая точка – музей подводная лодка Б-440. Наконец-то у меня получилось попасть в Вытегру, когда музей открыт.

Не знаю, что написать про этот музей. Музей, безусловно, популярный, но ехать лучше зимой, т.к. посетителей явно много для подводной лодки, в результате духота и скопления людей около переборок между отсеками и потенциально интересных мест: перископа и лесенки в рубку.
Второй раз за 2 дня едем по раздолбанному Ленинградскому тракту. У меня создается впечатление, что его не ремонтировали как минимум столько лет, сколько у меня стаж вождения. Но на выезде из Вытегры вдруг начинается глобальный ремонт и местами даже есть асфальт, как старый и новый. Когда я был тут последний раз, мне казалось, что асфальт обрывался на выезде из Вытегры. В общем, в Палтоге сейчас есть новый асфальт.
Итак, наша следующая точка – д. Палтога и храмовый комплекс в ней, состоящий из двух церквей: церковь Богоявления Господня (деревянная, 1733) и церковь Иконы Божией Матери (каменная, 1810). Деревянная церковь входит в группу ярусных заонежских храмов с многоглавым завершением. Из известных аналогов церковь в Кижах и Анхимовская церковь сожженная в 60-ых гг, копия которой построена под Питером в Богословке. Это посещение скорее для галочки, многократно проезжал мимо, но останавливаться в клубах пыли желания не было. Я не успел застать церковь до падения куполов и начала реставрации. За последние минимум пять лет, там ничего созидательного ИМХО не создано: периодически появляются реставраторы, обновляются леса, что-то демонтируется и не более того.
Так как в поселке шел ремонт дороги, и обочины были отгорожены пластиковыми баклажками, припарковаться можно было только на въезде на территорию. Паркуемся, практически сразу же сзади подъезжает Крузак – это реставратор. Он разрешил нам заехать на территорию, немного пообщались с ним. Они пока только разбирают и отбраковывают детали, через несколько дней должен придти кран и разобрать церковь полностью. Я видел фотографии, сделанные спустя несколько дней, естественно этого сделано не было.
Сейчас церковь примерно в таком состоянии

Каменной церковью вроде тоже занимаются, внутри были люди, но результатов деятельности я не заметил.

Разворачиваемся и едем опять в Вытегру по дурацкому Ленинградскому тракту, на этот раз в последний. Проезжаем Вытегру и устремляемся к последней точке на сегодня горе Андоме. По пути наблюдаем, как происходит тренировочный полет пожарного самолета, который набирает воду в движении в Тудозере и сбрасывает где-то в Онегу.

На Андоме практически ничего не изменилось, построили небольшой балкончик из оцилиндрованного бруса, как-то по-другому начали косить полянку, в результате чего плакат с доисторическими рыбами оказался в бурьяне.

На ночевку встаем неподалеку от горы, среди кучи отдыхающих, мусора и «Мимо тещиного дома я без шуток не хожу…» или «О боже, какой мужчина…»
Ford Explorer III 4.6 LTD 32" STT +4"
Grand Cherokee WJ 4.7 LTD +4"

Оффлайн yuerАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2890
  • Репутация: +259/-0
  • Пол: Мужской
  • +7 (960) 270-71-00
    • Просмотр профиля
  • Откуда: Санкт-Петербург
  • Модель: FE1 4.0L АКПП
Re: Пять озёр
« Ответ #22 : 07 Сентябрь 2015, 23:33 »
День восьмой.
Под вечер прошлого дня погода переменилась, начинался шторм, с Онеги подул сильный ветер. Наша полянка была прикрыта с подветренной стороны лесом, мы с интересом разглядывали в бинокль, как ветер, а иногда и волны, тушат чужие костры. Но на концерт это не повлияло, а может даже и погромче сделали. Я поставил палатку на самую кромку полянки перед обрывом к песчаному берегу, поэтому музыку мне заглушали волны, и выспался я отлично. А вот Котэ с Кристиной проснулись не особо довольные, говорят, басы стучали полночи.
Пока мы разводили костер к нам подошел уазовод с соседней поляны, тот который «Мимо тещиного дома я без шуток не хожу…» и попросил подзарядить АКБ. Типа они музыку 4 дня слушали, и он сел. Я ненавязчиво отказался, рассказав, как хорошо у меня спрятан аккумулятор и что ничего не получится. Даже Котэ поверил в эту басню, а уазовод еще некоторое время смотрел на меня непонимающим взглядом. Интересно он слышал ржач Кристины из палатки? Впрочем, вскоре он нашел спасителя и «Мимо тещиного дома…» спустя полчаса заиграло опять.
С радостью покидаем это место и движемся вперед в Карелию. С Вологодчиной в эту поездку покончено, а впереди не только Карелия, но еще и нечто новое от того, что до этого происходило с нами.
Наша следующая цель – Бесов Нос. Скажу сразу, я - ненастоящий джиппер, на Бесов Нос я никогда не ездил на машине, и, наверное, никогда не поеду. Мы доезжаем до Каршево, оставляем машину, там нанимаем катер,

который довозит нас до устья реки Черной,

а дальше мы идем пешком с рюкзаками

до второй песчаной косы между Бесовым и Пери Носами. Вон туда и там еще половину от этого.

Мне нравится это место за относительную уединенность, учитывая, что Бесов Нос в частности стал попсовой достопримечательностью. Пешие «туристы» с пакетиками, как называют их местные, сюда не идут. Они остаются на песчаной косе между Кладовец и Бесовым Носами. Джиперы, которые едут через заброшенный Шальский, тоже размещаются на этой косе. Трю-туристы, которые идут от Каршево до Шальского, обычно проходят это место транзитом. А сюда приходят обычно на катерах и катамарнах, но располагаются в дальней северной части косы. Мимо этого места ходят только погулять водники к Бесовому Носу и упорные туристы с первой песчаной косы к петроглифам на Пери Носу, и ездят редкие джиперы, которые едут на Бесов через жилой Шальский.
Но в этом году все было не так. Местные заранее предупредили, что кризис, санкции и холодное лето сделали свое дело, народ не ездит на Бесов Нос. Действительно, мыс Кладовец Нос и первая коса были абсолютно безлюдны, несмотря на то, что турбаза Антона была просто забита туристами. Плеск неспокойной Онеги и визги купающихся детей, создавали впечатление, что я нахожусь в аквапарке. В конце первой косы почти у Бесова Носа стоял катер, но, похоже, это были местные, которые приехали сюда за ягодами. А вот, когда мы зашли за Бесов Нос, я был, мягко говоря, удивлен: там были люди, и их было заметно больше чем раньше.
Размещаемся на огромной поляне посередине косы. Я, как обычно, ставлю палатку у самого обрыва с видом на озеро.

Онега временно успокоилась и уже можно загорать и купаться. Вот такой вид открывается из палатки.

Сегодня нам больше ничего не надо делать, лагерь разбит уже к обеду. Завтра у нас дневка. Купаемся, валяемся на пляже, спим и больше ничего. К вечеру начинает немного холодать, а пассивный отдых уже наскучил. Я искренне не понимаю, как люди могут ездить на 2 недели в теплые страны и бухать у бассейна или на пляже, не выходя с территории отеля. Прошло буквально несколько часов, а нам уже стало скучно ничего не делать. Хотя перед этим мы прошли несколько км с рюкзаками по песку, разбили лагерь и заготовили дрова для костра.
Мы отправляемся смотреть петроглифы и помочить блесну на Пери Нос.




Вот туда нам надо будет вернуться.

Пока мы ходили на Пери Нос, у нас появились соседи, ….и пропали печеньки.
Печеньки – это тема отдельного абзаца, как минимум. Как я уже писал, мы не только путешествовали, но и набирались опыта для длительных абсолютных автономок. Перед отъездом я прикинул количество завтраков, обедов и ужинов. Обеды разделил на те, которые будут проходить «на коленке» у обочины, в общепите и полноценные обеды во время коротких ходовых дней или дневок. С ужинами и завтраками было более или менее ясно: завтраки всегда либо в лагере, либо в гостинице; ужины – либо в лагере, либо в общепите. Дальше все это суммировал и получил на выходе огромные объемы продуктов, которые нам предстоящие сожрать за предстоящие 2 недели. Самой внушительной цифрой казались 5,5кг печенья. Посмеялись, обсудили эту цифру, проверили расчеты – все сходится. На всякий случай разбавили печеньки сушками, вафлями и т.д. Первая пачка печенья оказалась оооочень сухой, поэтому втроем мы ее съели через силу за 3 дня и поставили под сомнения все расчеты и то, что мы съедим хотя бы половину закупленного.
Так вот, печеньки. Перед уходом на Пери Нос, мы оставили открытую пачку печенья на столе, а когда вернулись, в пачке осталось только три печенюшки. Знаете, как хочется печенек, когда их нет?
А теперь о соседях. Соседями оказалась, замечательная пара из Питера Эдик и Катя, которые путешествовали вдвоем на одной эндуре по аналогичному маршруту, но в другую сторону. Они и рассказали нам историю пропажи печенек, а также о своих попытках спасти их. Оказалось, что печеньки сперли чайки, позже несколько печенек мы нашли на пляже. Эдик и Катя поделились с нами своими печеньками.
К закату Онега опять сломалась, небо затянуло, подул сильный ветер, и никаких живописных фоток опять не получилось. У меня вообще никогда не получались фотки с закатом на Бесовом Носу, всегда с погодой было неочень, а на этот раз было совсем не так. Буквально после заката начали сверкать зарницы, греметь гром, и понемногу закапало. Это длилось достаточно долго, мы пожинали чужие печеньки и раздумывали, пройдет вся эта фигня мимо или придет к нам. А потом это всё все-таки внезапно пришло. Сидеть под таким дождем было нереально даже в штормовках, поэтому мы нехотя бегом разбрелись по палаткам.

Ночь восьмая
Выделяю ее отдельной главой, так как это отдельный комплекс впечатлений, который, по крайней мере, я до этого не испытывал.
У меня палатка стояла на обрыве, и во время каждой молнии я сквозь палатку видел Онегу и волны, которые все ближе и ближе подбирались ко мне. Когда не было молний, по палатке стучал внешний тент, который я поленился, как следует, натянуть. Так как палатка стояла на поверхности с уклоном, то вся вода, которая стекала с передней части палатки, текла под палатку. Палатка честно сопротивлялась полночи, а потом дала течь через дно.
У ребят палатка стояла в глубине леса, поэтому вместо бурлящей Онеги в свете молний они разглядывали лес. Палатка была окопана, поэтому вода им была нестрашна, зато рядом была недоповаленная сосна, застрявшая наверху, между деревьев, которую проморгали во время установки палатки.
У Эдика и Кати был тент, который пришлось ночью перевязывать и периодически сливать с него воду.
Этой ночью крепко и долго не спал никто.
Ford Explorer III 4.6 LTD 32" STT +4"
Grand Cherokee WJ 4.7 LTD +4"

Оффлайн George

  • Мастер пера
  • ******
  • Сообщений: 5880
  • Репутация: +1061/-0
  • Пол: Мужской
  • Flußpferd
    • Просмотр профиля
  • Откуда: Санкт-Петербург
  • Модель: FE4 4.0L АКПП
  • Год выпуска: 2008
Re: Пять озёр
« Ответ #23 : 08 Сентябрь 2015, 12:01 »
yuer*good2*
- А что это за звуки, вот там? - спросила Алиса.
- А это Чудеса, - равнодушно пояснил Чеширский Кот.
- И...И что же они там делают? - поинтересовалась девочка.
- Как и положено, - Кот зевнул. - Случаются.

Оффлайн yuerАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2890
  • Репутация: +259/-0
  • Пол: Мужской
  • +7 (960) 270-71-00
    • Просмотр профиля
  • Откуда: Санкт-Петербург
  • Модель: FE1 4.0L АКПП
Re: Пять озёр
« Ответ #24 : 11 Сентябрь 2015, 11:57 »
День девятый.
Мне удалось поспать какими-то урывками, я не знаю, во сколько я окончательно проснулся, т.к. никаких  гаджетов я с собой не брал, а наручные часы перестал носить еще в средней школе. У нас на троих был один полуразряженный мобильник с симкой Билайна, который как оказалось ни на Вологодчине, ни в Карелии практически нигде не принимает. В общем, во сколько-то я перестал пытаться уснуть, было уже светло, но сильно пасмурно и шел дождь, чисто интуитивно время было не определить. Лежу достаточно долго – ситуация не меняется.
Начинаю думать, что делать дальше. У меня опыта пеших походов немного, остальные до этого в походы вообще не ходили. Я – вроде как организатор: составлял маршрут, прикидывал необходимое снаряжение и, вообще, втянул их в это дело. Перед заброской я посмотрел прогноз погоды на RP5, увидел солнце и практически не стал ничего брать с собой из снаряжения. Взяли только минимум посуды, продуктов и одежды, топор, пилу и немного растопки. Я, посмотрев на свой полупустой рюкзак, закинул туда 2 подушки, а лучше бы это место заняли резиновые сапоги, тент и газовая горелка, или хотя бы что-то одно из этого. Из шмоток у меня вообще были только плавки, легкие спортивные штаны, футболка, осенняя непродуваемая и непромокаемая рабочая куртка, одна пара носков, кроссовки и шлепки.
Лежу, думаю, дождь не прекращается, то усиливается, то притихает, но идет. Горелки у нас с собой нет, получается, чтобы провести дневку надо вылезать под дождь, разводить костер, там же питаться и обратно по палаткам пытаться внутри сушиться -  тента же тоже с собой нет. Ничего умнее не надумал кроме, как сворачивать лагерь и идти к устью в надежде, что в такую погоду будет случайная заброска, и проситься, чтобы вернули обратно в цивилизацию.
Пока я все это думал, дождь прекратился, а ко мне в палатку постучался Виталик с вопросом, как я пережил эту ночь. Впрочем, это был самый популярный вопрос в этот день. Я ему вкратце обрисовал свои мысли, на что получил прямой вопрос:
- У нас сегодня по графику днёвка?
- Да.
- Значит, дневка!
После этого меня заметно отпустило, и совесть успокоилась. Мозг сразу переключился на обычные бытовые нужды. Вылезаем из палаток и начинаем разбираться с последствиями прошлой ночи. Вроде со стола больше ничего не украли, легкую посуду сдуло ветром, но в целом все хорошо.

Вот столько воды набралось в миску, которую оставили на столе.
Первым делом я натянул тент на палатку и прицепил растяжки к дугам, где это было возможно. Вторым делом попытались развести костер.
Разведение костра в тех условиях – это тоже тема отдельного абзаца. С Онеги дул сильный ветер, который не давал даже зажечь спичку. Решили вырыть яму, которую оградили бруствером из песка, который вынули из этой ямы. Растопка у нас собой была, но была проблема поджечь ее на таком ветру. Среди нас не было курящих, поэтому зажигалок с собой тоже не было, а спички было тупо не зажечь. Углубили еще яму, и внутри стало получаться зажигать спички. Я предполагал набрать мелких веток с хвоей, который быстро просохнут в огне растопки, и дальше будут поддерживать огонь самостоятельно – фиг. Растопка, похоже, набрала влагу из воздуха, хотя и была упакована в полиэтилен и сама горела очень неохотно, а хвоя вообще, кажется, промокла насквозь. Спалив половину растопки, мы не приблизились к результату не на шаг. Пришла идея рубить щепки из валежника, и пытаться зажечь их. Валежник промок примерно сантиметра на три, постепенно дорубились до сухой древесины и процесс немного сдвинулся с места. Но как-то не так, дальше при помощи деталей от одноразового мангала, которые в огромном количестве валялись на побережье, мы соорудили впуск в костровую яму, а потом и выпуск, и процесс, наконец, пошел.
Дальше нужно было добыть воду. Вчерашний ветер никуда не делся, но с погодой стали происходить изменения в лучшую сторону: не только прекратился дождь, но даже появилось солнце.

Сильный ветер гнал волны по Онеге, которые катились по мелкому заливу и поднимали песок со дна. Температура воздуха по ощущениям была где-то около 10 градусов. Чтобы достать чистую воду, пришлось раздеваться и заходить в воду по пояс. Да и то, пока идешь обратно к берегу, песок в котелке оседает на дно и только тогда становится видно, что его много. У меня получилось набрать относительно чистой воды попытки с третьей. Хорошо, что мы сначала развели костер, а потом уже пошли за водой.
Сегодняшний день у нас был совсем слабенький по культурной программе, добрались до Бесова Носа, который накануне обошли лесом, посмотрели на беса, на останки маяка, пофоткали брызги, чем забили карту памяти на фотике и подсадили аккумулятор.

А вот и сам бес.

Те, кто бывал там ранее, поймут, насколько сильным был шторм. Раньше, тоже в шторм, я подходил к нему со стороны берега по сухим скалам.
Больше ничего интересного с нами не произошло, немного отоспались после бессонной ночи, просто валялись и больше ничего. Вечером, когда я обходил свободные стоянки в поисках уже нарубленных и оставленных дров, я добрел до карты расположения петроглифов, что установлена неподалеку от Бесова Носа. Кстати, все информационные указатели и таблички с момента моего последнего посещения этих мест, стали выглядеть заметно плачевнее. Так вот, на этой карте я обнаружил, что петроглифы есть не только на Бесовом Носу и Пери Носу, но и дальше. А раньше мне казалось, что они только тут, на островах и в Шальском. Впрочем, возможно, красные крестики, обозначающие петроглифы, уже переклеены вандалами, по крайней мере, несколько таких я нашел. Надо будет как-нибудь поискать старые фотки. Тут мне стало жалко дня, проведенного впустую: до самого дальнего мыса около 7км, налегке дорогу туда и обратно можно было бы не напрягаясь пройти за день.
Под вечер, небо стало опять затягивать. Эдик созвонился с «большой землей» и нам сообщили, что Гисметео обещает без дождя. Мы на всякий случай подтянули растяжки и окопали палатки. Я даже присыпал землей места, в которых нельзя было подкопать, и через которые было возможно подтекание воды под палатку. И под ужин, перешедший в водку с черникой, коньяк и чай с печенюшками и разговорами долго-долго ждали дождя. А потом разошлись, так и не дождавшись…
Ford Explorer III 4.6 LTD 32" STT +4"
Grand Cherokee WJ 4.7 LTD +4"

Оффлайн yuerАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2890
  • Репутация: +259/-0
  • Пол: Мужской
  • +7 (960) 270-71-00
    • Просмотр профиля
  • Откуда: Санкт-Петербург
  • Модель: FE1 4.0L АКПП
Re: Пять озёр
« Ответ #25 : 17 Сентябрь 2015, 15:57 »
День десятый
Ночью дождя так и не случилось, так что вся наша подготовка к борьбе с водными процедурами прошла впустую. А вот ветер так и не прекратился. Просыпаемся, по уже отработанной технологии добываем воду, заодно умывшись и искупавшись. Медленно собираем лагерь, быстро сделать это на таком ветру не получается. Например, у меня палатка начала улетать в лес, как только я отвязал растяжки от деревьев, колышки ее не удерживали. А уж свернуть палатку в одиночку на ветру это еще тот аттракцион. У меня получилось это сделать за несколько попыток. Прощаемся с Эдиком и Катей, им сегодня предстоит рубилово обратно. После вчерашнего почти 12-часового дождя это будет в разы сложнее, чем их дорога сюда. Они решили, что отдыха им уже хватит, и из Каршево поедут сразу домой, поэтому отдают нам все лишние продукты – каждый грамм на счету.
Мы не спеша идем обратно к устью Черной. После вчерашнего шторма народу совсем не осталось. Лагерь с катером в начале нашей косы свернулся, мы и Эдик с Катей уезжаем сегодня, в конце косы остались только байдарочники: им никуда не деться - они ждут хорошей погоды. После Бесова Носа туристов вообще не было, встретили только одного мужика из Перми, который как впоследствии оказалось, приехал сюда тем же самым катером, который забирал нас, и двух парней с турбазы со ста рублями, которые переплыли речку, чтобы поискать, кто им продаст на этом берегу сигареты.
Мыс Кладовец Нос был непривычно безлюден


На этом наша длительная дневка закончилась, возвращаемся в Каршево, грузимся в машину и выдвигаемся дальше по маршруту.
Пудож. Еще до поездки я разговаривал с коллегой, который немного турит и ранее бывал в Пудоже. По его мнению, там абсолютно нечего делать и это абсолютно скучный и ничем не примечательный райцентр. Я был на 100% уверен, что я найду что-то стоящее и интересное, но в итоге он оказался прав практически полностью.
Но до Пудожи мы доехали не сразу, Котэ накосячил с форматом координат, поэтому сначала мы покатались по садоводствам в поисках точек, которые находились в центре города.
Итак, Пудож – мы там ничего интересного не нашли. Я хотел дернуть сюда какое-то описание с Викимапии или подобных сайтов, но там тоже все скучно: деревня, потом уездный город разных губерний с незапамятных времен, далее село, потом опять город. Самое интересное, что нашел, это то, что город является конечным или начальным пунктом Голубой дороги – это международный туристический маршрут длиной свыше 2000км, проложенный вдоль исторических водных путей сообщения.
В общем, вот что мы нашли:

Церковь Александра Невского (1903), судя по снимкам из Интернета, активно восстанавливается, и реставрация находится уже на завершительной стадии.
Есть там еще одна церковь Иконы Божией матери, вроде тоже на реставрации или деревьями заросла, а еще там асфальт рядом с ней клали, поэтому даже сфотографировать не получилось.
На главной поляне, назвать это площадью язык не поворачивается, стоят несколько памятников. Естественно Ленину, мемориал горожанам, павшим в годы мировых войн, наверное, так будет правильнее назвать, памятник горожанам погибшим в Афганской войне и…. жертвам радиационных катастроф. Последние два очень похожи на надгробные  камни.

Но  мне больше понравился заброшенный дом старой постройки, который тоже находится на площади.

Также в городе имеется краеведческий музей, судя по отзывам очень неплохой, но мы в него не заходили. Причину не помню, то ли поздно было, то ли расслабились после двух дневок подряд. Попытались перекусить в местном общепите, и у нас это получилось, но не сразу.
В кафе без названия по адресу ул. Карла Маркса, д. 46 (самый высокий рейтинг, согласно автотревел.ру) нас обслужить не смогли – не было электричества. Там нам посоветовали соседнее кафе «Ностальжи», но в связи с самым низким рейтингом на том же автотревел.ру, мы туда идти не рискнули. Мы заехали в кафешку при мотеле «Уют» и нам там определенно понравилось: вкусно, хорошие порции и оперативное качественное обслуживание, а также кнопка вызова официанта на каждом столе.
Там же в Пудожи нас ждала первая карельская заправка ТНК с получасовой очередью, заканчивающимся бензином, половиной нерабочих колонок и неспешными кассирами. Мы до кучи еще попали на слив бензовоза, заняло все это явно больше получаса.
После Пудожи у нас была незапланированная точка, которую мы получили от Эдика и Кати. Правда, спустя день мы не смогли восстановить информацию, зачем нам эта точка. По одной версии это была точка хорошей стоянки, а по второй – место расположения петроглифов. Петроглифов мы тоже не нашли, а стоянок там приличных хватало, правда ко многим нужно добираться по самому берегу Онеги.

Ценой проверки, что находится в этой точке, стала задняя подвеска. Где на скорости 80-100 км/ч я попал в яму приличной глубины, спрятанную за поворотом. После этого я заметил, что задняя подвеска как-то потеряла упругость. Поигрался жесткостью подвески, выяснил, что компрессор работает и система не выдает ошибок. Т.е. давление в системе есть и система герметична. Поехали дальше, на обратном пути стало как-то совсем не уютно, чувствую, что заднюю подвеску пробивает на очень небольших неровностях. Остановился, заглянул под машину и сразу нашел неисправность – сорвало с крепления нижнюю чашку пружины, и каким-то чудесным образом она не срубила штуцер пневмосистемы. В результате машина присела на заднее левое колесо так, что колесо периодически цепляло за арку. Дальше поехали заметно медленнее и аккуратней.
Посещение той точки дало нам + 60км сильно разбитого асфальта к запланированному пробегу и повреждение подвески, которое заметно снизило скорость передвижения. Опять выпадаем из графика и без сокращения суточной программы явно не укладываемся в график.
Следующей нашей точкой был м. Катюхин наволок (по разным источника он же м. Бачий наволок, он же Бабий наволок), но мы на него не попали. Гармин не знает правильную дорогу, а топографией на Озике мы пользовались в качестве справочной информации. Это тоже тайник с геокешинга, но лично мне непонятный, там нечего смотреть, тайником отмечена точка возможной стоянки или ночевки. Сейчас, посмотрев фотографии с того места, мне даже показалось, что мы ничего не потеряли.
Мы по указанию Гармина проскочили нужный поворот и повернули в следующий. По топографии и Гармину между этими дорогами есть перемычка с мостиком, которая по факту заросла. Состояние мостика нам неизвестно, мы до него не доехали.
Учитывая живописность места, в которое мы приехали, а также поврежденную подвеску, не стали тащиться обратно к асфальту 4км, а разбили лагерь в том месте куда приехали. Не знаю, как оно называется, но нам там понравилось. Если поискать старые карты, то на них это место точно должно быть обозначено пристанью. Там сохранились остатки нескольких деревянных причалов, молов и волнорезов.

А нам досталась огромная поляна, обдуваемая ветрами со всех сторон. После Бесова Носа ветра были нам не страшны, и легкий ветерок с Онеги только бы сдувал комаров, если бы они туда прилетели. И на этой поляне мы были одни.

И наконец-то у меня получилось сфотографировать хоть какое-то подобие заката на Онеге.
Ford Explorer III 4.6 LTD 32" STT +4"
Grand Cherokee WJ 4.7 LTD +4"

Оффлайн George

  • Мастер пера
  • ******
  • Сообщений: 5880
  • Репутация: +1061/-0
  • Пол: Мужской
  • Flußpferd
    • Просмотр профиля
  • Откуда: Санкт-Петербург
  • Модель: FE4 4.0L АКПП
  • Год выпуска: 2008
Re: Пять озёр
« Ответ #26 : 17 Сентябрь 2015, 16:47 »
заодно умывшись и искупавшись.
Вода какой температуры была?
- А что это за звуки, вот там? - спросила Алиса.
- А это Чудеса, - равнодушно пояснил Чеширский Кот.
- И...И что же они там делают? - поинтересовалась девочка.
- Как и положено, - Кот зевнул. - Случаются.

Оффлайн yuerАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2890
  • Репутация: +259/-0
  • Пол: Мужской
  • +7 (960) 270-71-00
    • Просмотр профиля
  • Откуда: Санкт-Петербург
  • Модель: FE1 4.0L АКПП
Re: Пять озёр
« Ответ #27 : 17 Сентябрь 2015, 17:00 »
Вода какой температуры была?
вот чего-чего, а градусник для воды с собой не брали  *pozor* забыли  :D
на улице от 10 до 15 примерно было. В футболке холодно, в осенней куртке жарковато, особенно, когда рюкзак тащишь
Ford Explorer III 4.6 LTD 32" STT +4"
Grand Cherokee WJ 4.7 LTD +4"

Оффлайн George

  • Мастер пера
  • ******
  • Сообщений: 5880
  • Репутация: +1061/-0
  • Пол: Мужской
  • Flußpferd
    • Просмотр профиля
  • Откуда: Санкт-Петербург
  • Модель: FE4 4.0L АКПП
  • Год выпуска: 2008
Re: Пять озёр
« Ответ #28 : 17 Сентябрь 2015, 17:01 »
yuer, это понятно, а по ощущениям?

...и добавил:
ты ещё на работе?
до скольки будешь?
может, тебе спальник занести?
« Последнее редактирование: 17 Сентябрь 2015, 17:10 от George »
- А что это за звуки, вот там? - спросила Алиса.
- А это Чудеса, - равнодушно пояснил Чеширский Кот.
- И...И что же они там делают? - поинтересовалась девочка.
- Как и положено, - Кот зевнул. - Случаются.

Оффлайн yuerАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2890
  • Репутация: +259/-0
  • Пол: Мужской
  • +7 (960) 270-71-00
    • Просмотр профиля
  • Откуда: Санкт-Петербург
  • Модель: FE1 4.0L АКПП
Re: Пять озёр
« Ответ #29 : 17 Сентябрь 2015, 17:29 »
yuer, это понятно, а по ощущениям?

...и добавил:
ты ещё на работе?
до скольки будешь?
может, тебе спальник занести?
я не так часто купаюсь с градусником, чтоб знать какие ощущения при определенной температуре. Вода не холодная была, холодно было на ветру в тени.

Я на работе, буду до 8, наверное, спальник нести не надо, будет повод встретиться - тогда и отдашь. Сезон уже, наверное, закончился в этом году для меня.
Ford Explorer III 4.6 LTD 32" STT +4"
Grand Cherokee WJ 4.7 LTD +4"

Теги:
 

Похожие темы

  Тема / Автор Ответов Последний ответ
14 Ответов
5059 Просмотров
Последний ответ 22 Март 2017, 07:12
от Шутник
0 Ответов
529 Просмотров
Последний ответ 06 Сентябрь 2018, 00:15
от Sawyer