День шестой.
Опять жаркое утро и отличная погода, но огромное количество комаров, которые никуда не пропали. Ночью где-то неподалеку от поляны в болотах ее окружающих рухнуло, судя по звуку, достаточно крупное дерево. Те, кто спал – проснулись, я в это время читал форумы в Инете и не обратил внимания. На поляне был неплохой 3G.
Собираем лагерь, и еще раз проезжаем по деревне в поисках ладьи: мало ли в сумерках пропустили. Опять ничего не нашли, а местных что-то не видно. Надо ехать дальше, Гармин опять рисует короткий маршрут через леса, а Навител рисует петлю через Липин Бор, несмотря на то, что ту дорожку знает. Не помню, по какой причине, но мы поехали длинной дорогой. Может быть, потому что кругом были болота, и желания выкапывать машину в присутствии такого скопления комаров не наблюдалось.
Прощальный кадр из Ухтомы, речка Ухтома и вдалеке Белое озеро
Липин Бор проходим транзитом, единственное, что заскочили в продуктовый магазин и выбросили мусор. Ни одной фотографии Липиного Бора не сделали. Это очень крупное село со своей инфраструктурой, есть даже свой стадион.
Первая цель этого дня – д. Чистый Дор. Почему деревня не знаю. Знаете в чем отличие деревни от села? В селе есть церковь, а в деревне – нет. А тут деревня и у нее есть своя церковь.
Церковь Николая Чудотворца (1767)
История происхождения названия деревни заключается в том, что деревня расположена на старой вырубке. Дор – это большая поляна в лесу, а «чистый», потому что это раскорчеванная старая вырубка.
Огромное старое село, в котором практически нет новых домов, но при этом почти все старые огромные рубленые избы заселены и поддерживаются в хорошем состоянии.
Про церковь написать особо нечего. Пока стоит, ощущается какое-то редкое присутствие людей, натоптанной тропинки к церкви нет. Тем не менее, на дверях висит замок, а окна и часть кровли забита мембраной. Фотографии 2013 года почти не отличаются от моих, наверное, это хорошая новость. Тем не менее, на официальной странице волонтеров, восстанавливающих эту церковь, есть свежие новости. Даже о том, что церковь хотели разобрать и перевести в Череповец в местный музей, но жители ее отстояли.
На подъезде к деревне наши навигаторы опять поссорились, один предложил ехать через леса. Съезд в леса с шоссе выглядел как-то опасно, и мы решили поверить Навителу. Пока рассматривали церковь, из леса с той первой дорожки выехал пикап Хайлакс с боксом на крыше, подъехал к церкви с противоположной от нас стороны и остановился. Судя по тому, что он был чистый, эта дорожка не должна была представлять опасности. Я хотел пообщаться насчет этой дороги, но пока обходил церковь, пикап сорвался и уехал куда-то дальше по полю, потом еще несколько раз проехал мимо церкви.
Рядом с церковью есть небольшая речушка, по легенде по ней приплыла икона. Поскольку Белое озеро нас не подпустило, моем в этой речушке посуду и уезжаем. На выезде из села нам навстречу попадается тот же Хайлакс. По ПДД я должен ему уступить, останавливаюсь, он не едет и моргает мне фарами. Поворачиваю - он садится мне на хвост, притормаживаю – не обгоняет. Возвращаемся на асфальт 100-110 - он продолжает сидеть на хвосте, ускоряюсь до 130км/ч, и он, наконец, отстает.
Следующая наша точка на сегодня – Никоновский родник. И навигатор опять уводит нас с асфальта по грейдерам через малонаселенные древние деревеньки со старинными избами.
Несмотря на то, что родник освящен, его название связано не с именем святого, а с названием населенного пункта. По предположениям участников геологической экспедиции родник напоминает системы водоснабжения 16-17 веков. Мне он напомнил римские акведуки. Только изготовленные из наших традиционных русских материалов: вода течет с горы по длинному лотку, изготовленному из нескольких бревен.
Мы были уже научены горьким опытом, что не стоит набирать воду из непроверенных источников, даже если местные берут оттуда воду. Родник был сначала нами опробован, и единогласно вода была признана хорошей, поэтому ей были заполнены все свободные емкости, кроме небольшой складной канистры и ведер.
Координаты родника, по всей видимости, били в точку, откуда вытекал родник. Мы немного поплутали в поисках дороги туда, проехали деревню и были атакованы роем шершней.
Википедия сообщает, что существует специальная шкала болезненности ужалений, так вот укус шершня не больнее укуса медоносной пчелы и находится примерно в середине шкалы. Самое болезненное ужаление у крупных тропических муравьев. Мы не стали проверять эту информацию на всякий случай.
Дорога к роднику пересекает несколько речек с деревянными мостами.
Перед каждым мостом стоят таблички с инструкциями и грузоподъемностью мостов.
На обратном пути я решил остановится на таком мостике и сделать пару живописных фоток речки. К счастью я не успел выйти из машины, а штурман вовремя заметил, что мост под тяжестью машины начал тонуть. Так что эта фотка добавила нам немного адреналина.
А дальше нам предстояло возвращение на асфальт и много-много (около 100км) асфальта до следующей точки. На этой дороге я впервые осознал свой просчет с подготовкой машины к дальним путешествиям. По моей компоновке получалось так, что в заднем свесе висит полный баллон газа, запаска, канистра с водой и коробка с запасом дров. Так навскидку это примерно весит не меньше 150кг. В результате на плохой волнистой асфальтовой дороге машину начинает сильно продольно раскачивать даже на самом жестком режиме подвески. В итоге эти долгие 100км пришлось ехать со скоростью 80-90км/ч. По пути опять встречаем тот Хайлакс, который встал на обед под мостом у какой-то речушки.
С третьей точкой нам не повезло. Нами было запланировано посещение места падения штурмовика Ил-2, на котором сохранился сам самолет. Добрались, немного поплутали, уехали дальше, чем рекомендовалось в описании. Когда дорога стала совсем непролазной, пошли пешком и встретили грибника, который сообщил, что самолета больше нет. Его совсем недавно вывезли, а по отзывам апреля 2015 года он еще был на месте.
Дальше нам предстояла поездка к карстовым озерам Вологодской области. Это достаточно глухой и малолюдный уголок Вологодской области, поэтому заезжаем в Вытегру на Лукойл, заливаем полный бак и гоним обратно в Белоусово, чтобы пересечь Волго-Балт по шлюзу №2. По пути встречаем и приветствуем участников Монгол-ралли 2015.
Для тех, кто не в курсе, Монгол-ралли – это благотворительная гонка длиной около 17 000км, которая стартует из Лондона и финиширует в Улан-Баторе. До ралли допускаются машины с объемом двигателя до 1000см3 и мотоциклы до 125см3, для особо эпичных машин организаторы делают исключение. Нет никаких спецучастков, маршрут прокладывается экипажем самостоятельно и является уникальным. Ну да ладно, подробнее сами можете найти в Интернете.
Шлюз №2, в отличие от первого, низкий и здесь нужно стоять и пропускать корабли и суда. В нашем случае мы пропускали маленький буксирчик, который тащил 2 военных катера. Стояли не очень долго, нам повезло, что это была не огромная баржа, которую не так-то просто запарковать в узенький шлюз. А дальше опять закончился асфальт и пошли типично карельские пейзажи и дороги.
с единственным отличием, что вместо сосновых боров был лиственный лес и болота, болота, болота…. и холмы.
Последней нашей точкой на сегодня по графику была д. Ундозерский Погост. По отзывам на геокешинге от 2010 года это глухая деревенька. Каково же был моего удивление, что спустя 50км и 2-3 еле живые деревни мы приехали в огромную деревню, в которой кипела жизнь. В деревне находится церковь Богоявления Господня (1850)
Церковь достаточно целая, уцелели даже двери и рамы, хотя присутствие рядом живой деревни вносит свою лепту в разрушение церкви. Наверху какие-то фрески, да впрочем, как разглядывать фрески, когда рядом два огромных живописных озера.
Где-то в Интернете я нашел координаты хорошей стоянки, едем туда, дорога только для 4х4, но без особых проблем проезжаем. А там уже занято, на поляне стоит Раннер на московских номерах с опущенными стеклами, ключами в замке, документами и телефонами в салоне, людей рядом нет.
Решили не беспокоить и ехать на соседнее Солозеро, на котором заприметили стоянку по пути сюда. Хоть Солозеро и не является карстовым (периодически исчезающим), оно стало для нас третьим озером большого путешествия. На берегу Солоозеро раньше находилось 5 деревень, в настоящий момент они все заброшены.
Пока ставим лагерь, начинает смеркаться, так что фотографии откладываем на утро. Как только сели за стол к нам подъезжает тот самый Раннер, рыбаки желают приятного аппетита, спрашивают как рыбалка и уезжают куда-то дальше по своим делам. Местечко кстати оказалось достаточно оживленным. Съезд к нашей поляне находился прямо у закрытого поворота после длительного спуска, и нам казалось, что каждая проезжающая машина собирается поворачивать к нам. Хотя машин было всего 2-3 штуки.