К сожалению, многие автовладельцы берутся судить о технических вопросах без малейшей теоретической подготовки, по принципу "мужики в гараже сказали" (например, многие автомобильные журналы и интернет-сайты как раз такие "мужики"), или на основе собственных умозрительных заключений.
На самом деле путей правильных путей два:
1. если не хочешь сам ни в чем разбираться, искать информацию в серьезных источниках и читать специальную литературу, то доверься заводской инструкции и дилерам/сервисменам, и все. Минус такого подхода - дилеры и сервисмены часто сами не очень разбираются, а в заводской инструкции не все далеко прописано, она изначально рассчитана на чайников, коих за рулем большинство. Достать же внутреннюю заводскую документацию со всеми нормами и допусками практически нереально.
2. самому покопаться подольше в нете, зайти в книжный магазин, и т.п. Если достаточно много прочитать серьезных источников, то сформируется вполне определенное и квалифицированное мнение, т.к. нюансов много, но законы развития техники для всех одни.
Что касается масла, то здесь уже совершенно справедливо отметили, что 5W20 - единственное масло, указанное в мануале, и причина (что также уже установили опытным путем) - снижение расхода топлива с ним. Причина в жестких федеральных нормах США по расходу и выбросам. Поэтому, например, у GM и Chrysler на больших и архаичных по конструкции (нижневальных) моторах применяется система частичного отключения цилиндров. Работу мотора эта система, естественно, не улучшает, но несколько снижает выбросы и расход. Ford с большими моторами пошел другим путем. У него более продвинутые по конструкции моторы (верхний вал, три клапана на цилиндр, вроде даже фазовращатель есть) и вот это самое очень жидкое масло.
Зимой такое масло даже плюс, а летом реально снижает ресурс мотора. Но при грамотном обслуживании это снижение незначительно, по крайней мере, взяв новую машину, в первые тысяч двести пробега об этом можно не думать. Кроме того, в Штатах очень многие владельцы экономят на сервисе и масло меняют сами, покупают что подешевле, вплоть до минералки. Именно поэтому, чтобы защититься от исков таких умельцев, угробивших мотор самодеятельностью, Форд ставит межсервис 5000 миль (8000 с небольшим км) и дает только одну рекомендацию по маслу, причем не только вязкость, но и производителя (Motorcraft, Фордовский брэнд комплектующих), хотя сам масло не делает, а берет у кого-то в своей таре.
Далее. Любое полностью синтетическое масло для современных двигателей предпочтительнее всяких полусинтетик и уж тем более минералок. Действительно, в старые двигатели синтетику лить нельзя, там вся система смазки (зазоры, проходные сечения, калибровка перепускного и т.п.) и материалы (сальников, вкладышей, втулок и пр.) рассчитаны на характеристики минералки. Но такие двигатели уже практически нигде не выпускают, тем более этого не делают серьезные автопроизводители. У синтетики огромное преимущество по всем показателям, в том числе:
- прокачиваемость в холодном состоянии;
- стабильность вязкости и смазывающих свойств при нагреве и высоком давлении в паре трения;
- моющие свойства;
- стойкость к окислению и стабильность характеристик по времени (медленное старение);
- отсутствие низкотемпературных отложений и разложения на фракции;
- и еще много чего хорошего.
Это означает, что двигатель лучше смазывается при всех условиях эксплуатации и само масло не портит двигатель (например, не создает шлаковых отложений, как минералка). Не зря синтетика первоначально разрабатывалась для авиационных двигателей, где дикие нагрузки и перепады температур, высокие требования к надежности, когда минералка уже не работала. За качество платить приходилось очень дорого, и в автомобилях синтетику не применяли, да и не требовали моторы с литровой мощностью в 30 сил таких характеристик.
Со временем, отработав технологии в авиации, смогли сделать синтетику массово доступной, но все равно она раза в два-три дороже минералки. Но уж тут вопрос выбора владельца. В принципе и в Ferrari можно минералку залить. Сколько проживет?
Когда литровая мощность перевалила за 60 сил, применение минералки стало неприемлемым, и как компромисс появилась разная полусинтетика. В зависимости от доли полностью синтетичеких компонентов, она в разной степени лучше минералки, но уступает чистой синтетике - это отражается и в цене. Так что полусинтетика - это чисто экономический компромисс, ну и шанс для старых моторов поработать на более хорошем масле, чем их родная минералка.
Про вязкость можно много чего сказать, но, пожалуй, наилучшее сочетание в России 5W-30, не зря его используют по умолчанию практически все официальные сервисы всех почти массовых производителей вплоть до BMW. На самом деле заводские допуски гораздо шире, они учитывают все ранообразие условий эксплуатации и манеры езды. Но их надо знать и гулять внутри этих допусков надо с умом. Например, один мой знакомый по совету сервисменов лил в б/у BMW X5 3,0 Castrol RS 10W-60. Масло шикарное, особенно если любите гонять, крутить мотор, да еще летом. А товарищ зимой в минус 28 завелся и сразу погнал по трассе (живет за городом). Итог - загустевшее масло в поддоне не отогрелось, под маслоприемником образовалась лунка, хватанул воздух насосом и привет, капиталка. Конечно, в такой мороз вообще-то хоть чуть-чуть греть надо, но было бы 0W-30, может и обошлось бы. А обе вязкости имеют допуск BMW (при соответствующем классе API).
Так что, кто ездит на синтетическом 5W-30, тот почти всегда прав. Конечно, в Норильске зимой лучше "нулевку" на 20-30, а в Самарканде летом - "десятку" на 40-60, но что-то мне подсказывает, что в этих двух местах особо не выбирают.
А рекомедованное 5W-20 лить можно, но только если для вас раход топлива важнее ресурса, или вы живете в очень холодном климате.