Часть 2 механическая.
Итак, бак лежит на полу. Глядя на него сверху, видим, что поверх бака и с левого его бока смонтирована на кронштейнах основная часть всей системы EVAP. В моем случае (год 2004 Америка): с левого бока бака установлен адсорбер (огромный цилиндр размером с почти с советский огнетушитель литров на 8 ). Сзади бака на его верхней части установлен цилиндр поменьше (размером с молодой кабачок. Какова его функция, я так и не понял. Продувается он на ура, внутри чем-то наполнен. Возможно селикагель какой?). К этому кабачку резиновым шлангом подключен клапан вентиляции бензобака (он стался висеть на правом лонжероне рамы авто). Вся эта байда соединена кучей шлангов толстых и тонких, резиновых и пластиковых.
Что делал я:
1. При помощи затупленного зубила и молотка скручиваем кольцо, крепящее топливную станцию. Станцию вытаскиваем из бака, чтобы а) проверить чистоту в баке и при необходимости навести её там; б) проверить состояние резинового кольца уплотнителя топливной станции (ибо если кольцу хана, никакой вакуум в баке держаться не будет и ЕВАП работать не будет тоже). В моем случае кольцо было в идеале и я впоследствии лишь смазал его силиконовой смазкой. По желанию можно заодно почистить/поменять сетку топливной станции.
2. Далее я рассоединил все трубки, пластиковые и резиновые и продул их. На всякий случай.
3. В районе задней части бака обнаружил, то, о чем уже сказал Letchikov, а также сплющенную передавленную некую пластиковую трубочку длинной около 15 см и диаметром около 8 мм участвующую в узле трубок отбора вакуума. Сдернул её со штуцеров и заменил на кусок подходящего резинового шланга с толстыми стенками чтобы вакуумом не сплющило. !!!!! Когда будете ставить бак назад, то перед тем, как финально придавить жопу бака к днищу авто и закрепить его намертво, вы должны постоянно плавно поднимая жопу бака вверх смотреть внимательно с переноской в уменьшающуюся щель между верхом бака и дном авто, и постоянно поправлять все шланги, трубки и тот самый "кабачок", чтобы они оказались ровно на своих местах в спец. выемках и желобках выдавленных в корпусе бака, иначе притянутый бак трубочки пережмет как у меня, и ЕВАП работать не будет, и пистолет отстреливаться будет.
4. Продул адсорбер - он оказался в идеале (продувался легко как ртом, так и компрессором). Адсорбер ни разу не разбирался. Возник вопрос - если все агрегаты продуваются, какого же пистолет отстреливает?
5. Полез под раму авто. Продул клапан вентиляции бака (вылетело чуток пыли, не критично). Далее клапан соединен кусочком резинового шланга с некоей коробкой пластиковой которую в народе фильтром обзывают. Снял эту коробку. Скорее не фильтр а отстойник влаги. Открыл ее (крышка у нее на защелках) там 3 отсека в которых немного грязи было и пару кусков поролона в грязи - опять же не критично. Вымыл все водой и поролон тоже, и собрал назад. Далее от коробочки (того самого фильтра отстойника) идет вдоль заливной горловины резиновый толстый шланг в район ниши лючка бензобака на правом крыле. Материмся, лезем рукой по этому шлангу, нащупывая, куда он идет, наконец понимаем, что его конец оканчивается клипсой "набалдашником" воткнутой в нишу люча бензобака с внутренней стороны крыла. Именно через этот шланг бак "выдыхает" лишний воздух при заправке авто. В видео по Маверикам показывают как этот шланг забит землей наглухо. Я снял этот шланг - продул. Вылетело облако пыли. Короче не там была причина отстрела пистолета.
6.Снова вернулся к баку. Вроде все проверил, продул, прочистил, кусок трубки заменил (см. п. 3), но там и продувать то нечего было, все в целом почти чисто было и так. Остались 3 угловых штуцер "соска" белого цвета торчащих из верхней стенки бака (2 по краям один в центре) через которые отбирается паровая фаза в систему ЕВАП. Решил снять с них шланги и продуть эти штуцера ртом. Снял первый передний - продувается в обе стороны, и я решил, что все в порядке, НО ошибся. Сняв второй, понял, что он не дуется ни туда ни обратно. Стал проливать не продувающийся штуцер очистителем карбюратора и минут через 10 проливки штуцер стал продуваться и в нем отчетливо заклацал некий обратный клапанок (наверное шарик какой) а в бак вылилось грязной жижи. СНОВА ВЕРНУЛСЯ К ПЕРВОМУ ШТУЦЕРУ который изначально дулся ртом в обе стороны, и пролили его карбоклинером. Через несколько минут и он заклацал неким клапаном внутри себя, и стал продуваться только в одну сторону. Третий штуцер также не продувался вовсе - поэтому был как и 2 предыдущих пролит очистителем карбюратора и минут через 10-20 закваски стал дуться строго в одну сторону и при продувке издавать щелчки внутреннего клапана.
7. Больше продувать там нечего, поэтому через дыру от топливной станции я протер бак изнутри, собрав грязь вылившуюся в бак при промывке из п. 6. Собрал бак и ЕВАП воедино, установил бак на место, тщательно проверяя при установке, чтобы ни одна трубочка не передавилась, все детальки заняли строго свои места (легли в ниши и/или желобки выдавленные для них в корпусе бака).
8. Залил бенз из канистры и сразу понял, что проблем с отстрелом пистолета не будет.
На всю часть вторую ушло часа 3. Работал на подъемнике с братом на пару, но при этом в 3 часа работы вошли перекуры и кофе-брейки.
9. Завел мотор, чек погас, я решил, что и ЕВАП починился. Ан нет, минут через 40 чек с Р0446 загорелся снова (ну я тогда еще не прочитал и не вник в смысл информации, изложенной ASV, про принцип работы ЕВАП). Но не Р0446 было моей тогдашней целью, поэтому я поехал на заправку, заказал 50 литров, вставил пистолет в бак до упора, нажал фиксатор пистолета и с удовлетворением наблюдал как все 50 литров пулей влетели в бак.
На Р0446 забил тогда. Решил летом, после кузовных разбираться.
Далее часть 3 электрическая.
...и добавил:
Часть 3 электрическая.
Итак, прошло 9 месяцев с момента покупки машины. Пороги поменяны, салон выстиран, испаритель вымыт, подножки, брызговики и пр. внешний лоск наведены, амортизаторы, крестовины, подушки, стойки стабилизаторов поменяны, ручник отремонтирован, система аирбэгов отремонтирована, форсунки вымыты, ДМРВ вымыт, ШВИ сделана, усилок инсталлирован, все чеки погашены кроме Р0446. Ну что же, поскольку Бегемот стал выглядеть дорого-богато, уже не солидно ездить с желтым глазом на панели....
К этому времени, я уже раз 20 прочитал статьи ASV в теме про ЕВАП на ФЭ4, и понимал, что мех часть мною пройдена, и пора лезть в электрику.
С форума нашего скачал эл. схемы на Эксп тройку. Вот они
http://www.fordexplorerclub.ru/Alex/Sch_2004_Explorer.pdf Мне была нужна страница 71 ENGINE PERFORMANCE 4.0L. Там мы в нижнем правом углу в самом низу увидим Evaporative Emission (EVAP) Canister Vent Valve (клапан вентиляции топливного бака). Пляшем от него, и видим, что клапан управляется двумя проводами Красный с желтой полосой (Red/Yel) и фиолетовый с белой полосой (Vio/Wht).
Красный с желтой полосой это плюс. Понимаем это потому, что согласно схеме - это провод ползет к некоей хрени J/C2 установленной в блоке предохранителей (JUNCTION BOX). Сразу скажу, что J/C2 это тупо - перемычка, тройник по сути так-что не парьтесь. Далее из тройника J/C2 один кусок провода лезет к PCM POWER DIODE - не заморачивайтесь, а также к VAPOR MANAGEMENT VALVE - а это тот самый клапан продувки адсорбера, тот что под капотом возле главного тормозного цилиндра. То есть, что? Правильно - плюс у обоих клапанов EVAP (и продувки адсорбера под капотом, и вентиляции бака справа сзади под рамой) ОБЩИЙ.
Откуда же берется этот плюс? А согласно все той же схеме с FUSE 41 15A (перевожу: с 41-го предохранителя на 15 ампер в блоке под капотом
), который HOT IN RUN OR START (перевожу: плюс 12 вольт появляется на предохранителе только при включенном зажигании и/или работающем двигателе).
С багажом вышеприведенной информации , я заготовил метров 5 провода который зацепил на клемму "-" аккумулятора и второй конец бросил под машину (люблю когда реальная масса всегда под рукой, да и на плюс этот провод перебросить всегда пара секунд, если нужно на коротыш на плюс что-либо вызвонить).
Лезем под тачку и сдергиваем разъем с клапана вентиляции бака. Включаем зажигание. Тестер (мультиметр
) ставим в режим измерения напряжения, и меряем напругу на красном с желтой полосой проводе. У меня напруги не было (у вас может и будет), поэтому перевел тестер в режим прозвонки, и прозвонил на массу красный с желтой полосой. Явного коротыша не было. Значит - обрыв. Где?
Мы помним, что этот провод один для обоих клапанов и сидит на 41 предохранителе. Проверяем напряжение на 41м предохранителе при включенном зажигании, и понимаем, что предохранитель цел.
Проверяем при включенном зажигании напряжение на красном с желтой полосой проводе в фишке клапана продувки адсорбера (клапан под капотом), для чего сдергиваем с этого клапана разъем и меряем напругу. У меня напруга была на этом клапане, а значит обрыв цепи на участке 41-й предохранитель - клапан вентиляции бака. Надо искать место обрыва.
*******Примечание для тех, кто не хочет искать место обрыва на этом участке: просто возьмите несколько метров нового провода, гофру, пластиковые стяжки, один конец нового провода подключите под капотом к красному с желтой полосой проводу под капотом на клапане продувки адсорбера, выберите оптимально безопасную трассу прокладки нового провода из-под капота под днищем авто до клапана вентиляции, отрежьте от разъема клапана вентиляции бака красный с желтой полосой провод, и на его место подключите второй конец нового провода. Если все сделали правильно, то при включении зажигания на одном из контактов (не важно каком) разъема клапана вентиляции бака будет появляться + 12 вольт. *******
Пока, что опустим примечание, т.к. я не ленив, и стал искать место обрыва. Нашел: на правом лонжероне рамы у нас рядом с ВИН номером прикреплена черная пластиковая крышка. Сдираем её (не бойтесь - крепеж не отломите, там по месту понятно, как её снять) и видим, что она закрывает от грязи широкую колодку электропроводки - соединение жгутов проводки кузова и жгутов проводки рамы. В моем случае искомый проводок отгнил. Восстановил цепь с помощью паяльника, термоусадки, изоленты. Пробрызгал весь разъем очистителем контактов, собрал. Плюс 12 воль при включении зажигания на разъеме клапана вентиляции бака стало стабильно появляться.
Обрадовался. Потер Форсканом ошибку Р0446, завел машину, и - фиаско!!!! Р0446 снова фиксируется. Снова прочитал распечатку темы ASV про ЕВАП на Экспе 4. Посмотрел свои параметры в Форскане и увидел, что вакуум набрать система в принципе не может. С учетом, что бак у меня герметичен (см. Часть2) - понимаю, что клапан вентиляции бака после включения зажигания не закрылся, а значит воздух в бак из атмосферы поступает, а не должен.... (забыл сказать, что сам клапан исправен, я его снимал, подключал к АКБ напрямую - щелкает и запирается).
Усадил товарища за руль, сам спустился под машину, и взявшись рукой за корпус клапана вентиляции бака, попросил товарища включить зажигание. Клапан молчал - ни одного щелчка.
Ага.... Значит управляющий минус на клапан не подается. Иными словами, при включении зажигания на фиолетовом с белой полосой проводе разъема клапана вентиляции бака минус (масса) не появляется.
Идем снова к схеме электропроводки на 71-ю страницу и смотрим, куда идет провод фиолетовый с белой полосой от клапана вентиляции бака. Видим, что он, один-одинешенький идет напрямик к 15-му пину (контакту номер 15) блока РСМ (ЭБУ по русски). Значит, думаю, либо обрыв в проводе, либо сдох элемент ЭБУ.
РСМ снимать и искать 15й пин не охота было. Сразу скажу, что путем сдергивания разъемов с РСМ поочередно, и снятия верхних пластмассовых пыльников с этих разъемов, после продувки разъемов компрессором дабы не просто пыль, а тонны пыли/грязи вылетели из сплетений проводов, чтобы я смог различать цвет проводов установил, что в моём Экспе 3 2004 года американце фиолетовый с белой полосой провод, который управляет клапаном вентиляции бака - живет в среднем разъеме РСМ. Вставил иголку в пин средней колодки РСМ, соответствующий фиолетовому с белой полосой проводу. Прозвонил провод мультиметром (один щуп мультиметра к иголке, второй через удлинитель к концу этого же провода в разъеме клапана вентиляции бака) - провод оказался целым. Прозвонил провод на массу и на плюс - не звонится ни на массу, ни на плюс. Ну, что - вывод был один: либо плохой контакт в средней колодке РСМ, либо кирдык РСМ (ну, какой-нибудь транзюк сдох).
Сильно вечерело, поэтому, хорошо сбрызнул все 3 колодки РСМ спреем очистителем контактов, выждал пока оно там пошипит/побурлит, защелкнул все 3 колодки РСМ, и пошел заводить машин.
Ключ на старт, и О УЖАС - стартер молчит а на приборном щитке горят все лампы, а вместо пробега и температуры горят прочерки, диод ИММО истошно мигает.....
И тут, я вспомнил, что в болтовне, перекурах, кофе-брейках, при переходе к фиолетовому с белой полосой проводу я забыл отключить АКБ и сдергивал клеммы с блока РСМ поочередно, а затем и защелкивал назад при подключенной АКБ. НИКОГДА НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ОТКЛЮЧАТЬ АКБ, КОГДА РАБОТАЕТЕ С РАЗЪЕМАМИ БЛОКА РСМ!!!
Дрожащими руками отцепил клемму с АКБ, подождал (долго), подключил. Включил зажигание, и слава Богу, на панели все ОК. Завел, чек погас (как и должно быть после сброса), т.к. монитор системы не запущен (читай посты ASV по ссылке в заголовке темы).
Дальше лирика, время, форскан..... Короче, все работает, никаких более ошибок, вакуум набирается, удерживается, все продувается, вентилируется, заправляется без отстрелов.
Видимо, система с дырявой механикой, обрывами цепи долго была без работы, в результате чего, даже клемма 15го пина РСМ окислилась....
И да, после восстановления работоспособности системы EVAP, двигатель стал работать реально ощутимо более мягко, и стрелка показометра бенза (а пробеги дневные у меня очень большие) падает вниз ощутимо медленнее.
Как-то так... Чисто моя эпопея, на вполне конкретном Экспе 3 американце 2004 года. Задумаете повторить - все на Ваш страх и риск