Мой ответ - правильнее. Реле-регулятор лишь поддерживает неизменным напряжение в бортовой сети. И чем больше разряжен аккумулятор, тем больший ток выдает генератор для компенсации понижения напряжения аккумулятора.
Раз уж упомянут закон Ома, то определимся, что ток заряда аккумулятора будет равен отношению разности потенциалов аккумулятора и генератора к внутреннему сопротивлению аккумулятора. (Хотя закон Ома не учитывает потери в проводах и контактах, для нашего случая нужно использовать второе правило Кирхгофа и метод узловых потенциалов так как количество контуров больше количества узлов).
Если звезды лягут, то и 130А выдаст для заряда. Только этот ток очень быстро упадет из-за быстрого возрастания напряжения на клеммах аккумулятора. Соответственно и ток упадет. Не стоит думать, что 130А это очень много. Вращающийся стартер жрет примерно столько-же. А заторможенный - не менее 500А. И для батареи - фиолетово, втекающий это ток (заряд), или вытекающий. Он потому и ток, что течет везде .
IMHO про звёзды -- к гадалкам.
Мы же оперируем цифрами.
130А это достаточно мого, на контакте с сопротивлением 0.01 Ома потери будут уже 1.3 вольта.
Грубо, по старику-Ому прикинем: 100Вт ближний свет, 100Вт противотуманки, 50Вт (не уверен, но думаю, не меньше) PCM, 4х50=200Вт музыка на пиках, разные вентиляторы - 200Вт, кака друга хрень - еще 100Вт. Итого: 750Вт. Или чуть более 60А.
Ещё важный потребитель для этого времени года: обогрев заднего стекла. Ватт 140 IMHO.
Но отметим, что всю эту хренотень имеют и авто с более слабыми генераторами.
Более половины мощности (номинальной) родного генератора, которую он выдаст только при 2000 об\мин (двигателя). На холостых оборотах заряда точно не будет. для заряда ничего не остается. При более мощном генераторе требуемый для обеспечения потребителей и заряда батареи ток будет достигнут при меньших оборотах двигателя, по-этому и будет батарейка заряжена быстрее.
У меня на Фордике стоят китайские цифровые часы, показывающие ещё и напряжение (достаточно точно).
Сегодня утром 2 секунды работы стартером -- двигатель заведён. Включено всё электричество. напряжение 14.1 вольта, через 10 секунд -- 14.4 вольта. Зарядка есть? Безусловно.
Обороты на холодную порядка 1000. Отключаем обогрев стекла или повышаем обороты -- напряжение не меняется. Значит мощности генератора для выдачи максимального зарядного тока который может принять аккумулятор в этот момент хватает.
Предположим, что аккумулятор у меня полностью заряжен и его напряжение 12.6 вольта (если возьмём 11 или 10 вольт -- будет ещё хуже). Значит зарядный ток:
I = (14.4 - 12.6) / R = 1.8 / R, где R -- внутреннее сопротивление аккумулятора в этот момент.
Представим, что у меня чудо-генератор, который сейчас выдавал бы в этих условиях в ДВА раза больший ток. Меньше я думаю и мелочиться не стоит. Внутреннее сопротивление аккумулятора остаётся то же.
Значит должна быть больше в 2 раза разность потенциалов:
I = 3.6 / R = (16.2 - 12.6) / R, где 16.2 -- напряжение которое должен выдать генератор для вдвое большего зярядного тока по сравлению со стандартным генератором.
Если у кого-то реле-регулятор выдаёт 16 вольт -- его срочно нужно ремонтировать.
Что мы таким образом видим? Зарядный ток зависит только от напряжения на выходе генератора, но не зависит от его максимальной мощности. Если мощности будет нехватать -- просто упадёт напряжение.
Считать, что более мощный генератор выдаёт большее напряжение на меньшимх оборотах -- неправильно.
Наш генератор можно сравнить с трансформатором. Но если у трансформатора первичная обмотка питается переменным напряжением и за счёт этого во вторичной обмотке возникает переменное магнитное поле, то у нас первичная обмотка, питаясь постоянным током, вращается относительно вторичной, и за счёт этого в ней возникает переменное магнитное поле.
Как известно, мощность трансформатора определяется свойствами его магнитопровода (в бытовом случае -- размерами): какой максимальный магнитный поток вызовет насыщение магнитопровода. А выходное напряжение -- коэффициентом трансформации, отношением количества витков первичной и вторичной обмотки.
Как и в случае трансформаторов, не обязательно более мощный трансформатор даёт большее выходной напряжение, так и более мощный генератор не обязательно будет выдавать большее напряжение на меньших оборотах под одной и той же нагрузкой. Может быть даже наоборот. С одних и тех же оборотов большее напряжение начнёт выдавать генератор у которого число витков ротора меньше по отношению к числу витков статора. В более слабом генераторе можно даже намотать больше витков статора за счёт использования более тонкого провода.
Перейдя от теоретических измышлений к практике, хочу отметить, что и в стандарте Фордик имеет замечательную систему заряда аккумулятора, работающую с самых холостых оборотов в любых режимах. Мощности стандартного генератора более чем достаточно для гражданского использования.
На моей предыдущей, E36, при полном свете и обогреве стекла на холостых было 13.2 вольта, а это уже вызывало недозаряд.
Опять вспоминаю ГАЗ-24. У нее в приборной панели стоял стрелочный амперметр в цепи между АБ и генератором, т.е. показывал направление (заряд-разряд) и значение тока в этой цепи. После запуска зимой холодного двигателя стрелка амперметра улетала на минус 25А (а там стоял Г250, он больше выдать не мог), в течении 10...15 секунд ток падал до минус 10А (батарея приподнялась) ну и далее.
Амперметры массово ставились на старые авто. Потом повсеместно их заменили вольтметры. Амперметр не показывает текущее состояние аккумулятора, как вольтметр, его назначение -- индикация баланса токов в автомобиле со слабым генератором, то есть идёт разряд аккумулятора или его заряд. Совместно с неправильно отрегулированным механическим реле-регулятором это всегда вызывало либо недозаряд либо выкипание при нормальном индицируемом состоянии.
IMHO более мощный генератор имеет смысл ставить чтобы питать трёхэтажную люстру на крыше или лебёдку.
Да и то, лучше наверное в этом случае поставить дополнительный генератор помимо основного (субурбан видел типа полицейский: два генератора, два аккумулятора
, два двигателя). Для того чтобы повысить вероятность выехать оттуда куда затащит лебёдка.
Как-то так.