Скатались в Алтайскую (Северо-Западную) Монголию на озеро Хотон (Национальный парк «Алтай Таван Богд»).
Два Форда Э4, Шевроле Триал Блейзер, два прицепа, 9 человек (7 водителей).
По традиции в каждой машине организовали полноценное спальное место; три лодки, мобильная баня, шатер, лавки, канистры под бензин и т.п. ехали в прицепах.
Стартанули из Тюмени в 18-00 24.06 и ч/з 34 часа проехав 2200 км были на границе Горного Алтая с Монголией в Ташанте. Ехать можно было бы и побыстрей, но в Аббатском (Тюменская область) попали на ремонт дороги с реверсивным движением (потеряли почти час), устраняли свист от пластин в супортах передних колес после замены колодок у Шевроле, ну и коллектив в 9 человек в трех машинах – это по моему перебор (оптимально 6 человек в 2х машинах): кому то захотелось кушать, кому то какать. Не всегда желания всех совпадают в определенный момент; чаще не совпадают.
На перекрестке в Алтайском крае повстречались с интересной машинкой с «сигарой» на борту; посетили часовню на месте гибели Евдокимова.
В прессе писали, что Мерседес пролетел 20 метров и ударился в земляной холм. Холм что то мы не нашли, а вот береза вполне могла прервать полет губернаторской машины и похоронить Мерина и троих в нем. Интересно что было бы, а если вместо Мерина был бы Эксп?
В Ташанте на последней Российской АЗС заправили под завязку баки машин и запасные канистры и в 4-00 встали первыми в очередь на таможню.
Переход границы в целом занял примерно 4 часа. Монголы трясли в основном первую машину с прицепом и, когда обнаружили контрабанду в виде одной лишней упаковки пива (разрешен ввоз 1 литра водки и 3 литра пива на одного взрослого), сильно обрадовались и две последние машины осмотрели поверхностно. К потере упаковки пива отнеслись спокойно, а вот штраф в 700 рублей вызвал раздражение, т.к. до кассы топать далековато. На выезде с таможни купили недорогие страховки и уплатили транспортный налог на каждую машину.
Далее, зная что с гайцами встретиться никак не получится, отметили почти удачное прохождение границы (кто то водочкой, кто то пивом) и покатили по пыльной грунтовке в г. Баян-Ульгий. На этом 90 километровом участке преодолели перевал высотой 2632 м и познакомились с монгольским асфальтом (30 км перед городом).
В Баяне нас ждал местный монгольский казах Мурат, который заранее по звонку оформил разрешение на въезд в погранзону, купил билетики у «зеленых» в Национальный Парк и главное взял разрешение/записку на ловлю рыбы и использование лодок с моторами. Очень "понравился" его уличный туалет с невысокими стенами и без крыши, а так же один из родственников.
Посетили местный рынок, купили сувениры, докупили водку и пиво, съели недешевого хозяйского полбарана, переночевали в большой комнате на своих матрасах и с утра, дозаправив баки машин на приличной заправке, отправились покорять монгольские просторы.
Монголия сразу после границы поразила разницей в ландшафте с Горным Алтаем; вроде бы одни и те же горы, небольшое расстояние в 150-200 км, но в Алтае горы зеленые с деревьями, а в Монголии голые.
Равнинные участки дорог имеют множество ручейков; каждый водитель сам себе выбирает дорогу поровнее, но трясет все равно изрядно. Некоторые перевалы имеют объезды, но мы не искали легких путей и ехали по прошлогоднему треку. Сбиться с пути и уехать в нетуда можно запросто; указателей естественно нет; местные иногда проносятся мимо на УАЗах. Иногда сбивались с пути и ехали по целине. Средняя скорость упала до 40 км/час.
Пейзажи действительно космические; постоянное ощущение, что ты где то на другой планете; кругом сплошные каменные россыпи! «Где я, кто я и вообще я или это?» Проезжали населенные пункты Улаанхус и Цэнгэл. Часто на дорогу из ближайших юрт выбегали дети; одаривали их конфетами и сушками. Металлические крыши домов только у обеспеченных монголов.
На реке Ховд сделали необязательную ночевку; поймали первых пару хариусов. Посолили, поперчили, намахнули, съели.
В устье ручья, впадающего в Ховд, нашли «новые аккумуляторы» для чемодана-холодильника, где хранилась баранина.
Несколько раз встречались с местными мотобайкерами. Пару раз проезжали мимо монгольских/казахских погостов.
На одном из перевалов (мы его назвали «9-ая рота») на подъеме умер Шевроле; двигатель нормально работал на холостых и отказывался развивать обороты. Перецепили от него прицеп ко второму Форду, а мне удлинили «галстук»: к прицепу прицепили надломленного американца. Хорошо, что до базы оставалось всего примерно 50 км.
Панорама на озера Хотон и Хурган обалденная! Между озерами ч/з протоку Сыргалы проехали по мосту для малогабаритного транспорта. Мост проезжается практически по зеркалам; при этом пешеходы освобождают место для транспорта. Слева от моста находится погранзастава; до Китая примерно 30 км.
Лагерь разбили на Западном берегу озера Хотон; рядом шуршал бор с лиственницей.
В первый же вечер набили полсадка хариуса. Один экземпляр попался на 500 грамм. Посолили, поперчили, намахнули, съели. Вечером стандартно: кому домино, кому карты; естественно под водочку.
На второй день с утра хороший клев (ловили в основном на небольшие вращалки; мухи тоже работали, но хуже). Появился инспектор на мотоцикле. До этого мнимых инспекторов было несколько; мы их отсылали подальше. Этот же был в кителе и сразу предъявил удостоверение. Посмотрев на рыбу, сказал: « Озеро мое, рыба – штраф!» Однако, посмотрев бумаги и прочитав записку, намахнул пару рюмок и удалился. Естественно собрали ему и его детям небольшой бакшиш. Появлялся он еще несколько раз; один раз с друзьями/чабанами. Как то предложил сопроводить машины к китайской границе в верховье озера. Парни скатались с ним убив целый день; прокляли дорогу с огромными валунами, хлипкими мостами, бродами, но вернулись довольные, т.к. наловили килошных хариусов.
Две юрты инспектора находились рядом с нашей стоянкой (4км). После его первого визита мнимые инспектора стали обходить нас стороной, но вот их детки постоянно были где то рядом; приходилось постоянно держать дежурного в лагере.
На предложение инспектора купить барана у хорошего чабана за недорого согласились, т.к. недорого – это 1,5 тыс рублей за 40 килограммового барана (в 3 раза дешевле, чем в Баяне).
Со слов местных чабанов крупная рыба ловится у моста ч/з протоку Сыргалы. Скатались туда. Мелочь хватала мух прямо с моста. Самого крупного же в 400 грамм поймал на блесну перед мостом. Похоже, крупняк собирается в протоке на нерест; потом же скатывается в озера.
У моста повстречались с погранцами. Пришлось проехать на заставу и там сделать отметку в пропуске. В магазинчике дозатарились баночным пивом по 45 рублей.
В один из вечеров троллингом на крупную колебалку был пойман самый большой хариус на
1,4 кг. Посолили, поперчили, положили под гнет. На следующий день, намахнули и постепенно съели. Вот эта рыбка была действительно вкусняшкой; напомнила вкус хорошего крупного Муксуна и Байкальского Сига.
Скатались группой в гости к инспектору. Живет зимой с семьей в Баяне; летом на 4 месяца приезжает сюда на озера. Очень уважаемый в данном районе человек. Вообще монголы (монгольские казахи) очень любят и млеют от слова «Начальник». Мурат в Баяне все пытался узнать у нас кто из нас начальник и когда узнал, то обращался в основном с нему. Еще они любят фотографироваться.
Один раз из-за отсутствия в лодке подсадчика был упущен ну очень крупный! хариус (со слов неудачника ладонь полностью зашла рыбе под жабры и еще оставалось пару сантиметров свободной ширины).
Хариуса солили, вялили, жарили, коптили и варили уху. Над бараниной тоже поиздевались изрядно.
Издевательством стало считаться предложение: «Поешь жаренного хариуса!» Хорошо, что вокруг лагеря постоянно летала стая птиц типа или орланов и они подчищали недоеденную пищу, которую специально складывали в определенном месте. В последние три дня ловили рыбу только на крупные колебалки, чтобы отсечь мелкого хариуса.
Озеро высокогорное и физический труд дается с трудом. Весомый аргумент для жен, что ехать им туда не обязательно, т.к. секс в таких условиях невозможен. Сотовая связь отсутствовала, поэтому никто не доставал звонками.
Днем температура держалась на отметке + 25…30С; по ночам отпускалась до + 10С. Очень пригодился спальник-кокон с экстримом – 19С и комфортом – 9С. Иногда ночью капал дождь. Шквалистый ветер тоже был достаточно частым гостем. Колья из арматуры 10мм оказались совершенно нелишними.