После печального опыта предыдущих покатушек я всерьез задумался о смене резины и начал курить форумы на предмет выбора внедорожной резины. Дело в том, что на своей бывшей Тойоте на потертой резине я даже не стал бы вылезать, чтобы посмотреть эту лужи поближе. Поэтому решено было ставить максимально большую влезающую резину, а вот выбор между M\T и A\T мне давался нелегко.
Тем не менее нужно было еще дотереть остаток шоссейки, а сезон экспедиций и покатушек был уже в разгаре и в следующую экспедицию я отправляюсь чумаданом, о чем впрочем я не пожалел и сделал еще кой-какие выводы о тюнинге Экспа дальше.
Итак цель нашей экспедиции — Котовские укрепления
Сооружения, которые мы предлагаем посетить, являются частью карельского укрепрайона. Располагаются вблизи урочища Котово. Добраться до них можно от ж/д станции Орехово или от приозёрского шоссе (отворот на Котово не доезжая до посёлка Орехово). Длина маршрута от ж/д станции до сооружений и обратно составляет около 36 км. Рекомендуем вело-прогулку, т.к. на машине котовская дорога проходима только для джипов, а пешком маршрут получается длинноват. Не забудьте взять с собой фонарики
Основное укрепление, расположено вблизи болотца. Дойти до него можно по заросшей тропинке, отходящей вправо от основной котовской дороги. Это недостроенное бетонное сооружение КАУРа - артиллерийский полукапонир 38-го года постройки, такого же типа как и АПК "Миллионер" в Белоострове. Состоит из 2-х этажей. Имеются 2 открытые амбразуры, тамбур-сквозник. На подвальном этаже есть несколько глубоких колодцев - будьте осторожны! В целом сооружение очень неплохо сохранилось.
Информацию о данной точке нашли на сайте геокешеров, поэтому по традиции о дороге и пути к точке информации было мало и все загадки нужно было решать в пути. Были известны координаты конечной точки и немного описан маршрут следования. По легенде нам нужно было форсировать брод и искать петляющую отворотку к полукапониру. К счастью мы заранее раскурили карту и поехали к точке с противоположной стороны
(взято с геокешинг.су)
Это предстоящий брод — основная причина, почему я не поехал на Экспе.
Впрочем, мы раскурили карту и решили ехать к АПК не так, как ездят все, а с другой стороны: по Кириясальской (ныне Котовской) дороге, мощёной диким камнем. О том, что дорога мощеная я узнал из Интернета. Сейчас уже следы мощения не видны, но, тем не менее, дорога вполне проезжаема, несмотря на то, что проложена через непроходимые болота.
Болота местами подходят вплотную к проезжей части.
По легенде нам нужно было форсировать брод и искать петляющую отворотку к полукапониру. Поскольку мы поехали к точке с противоположной стороны, задача свелась поиском нужной отворотки. Несмотря на явную простоту задачи отворотка далась нам не сразу. Явно заметных дорог в нужную нам сторону попросту не было. А на генштабовских картах не было большинства существующих в реале дорожек. Проехав почти до брода, мы нашли заметную дорогу и устремились по ней к нужной точке, надо сказать, что дорога вела нас в сторону точки. Но сопровождалась вот такими пейзажами.
Это не беда
Беда в том, что такие пейзажи встречались с регулярной частотой, и через пару погрузок/выгрузок я уже понял, что мне проще пройти оставшиеся 1,5км пешком.
На дорожке встретилась непонятная табличка
А затем и сама дорожка, не доведя 1км до точки, закончилась кострищем на небольшой полянке. Решено было разворачиваться и ехать на поиски другой отворотки. Одна машина поехала на поиски нужной нам дороги, а вторая, в которой был я, отправилась на изучение брода, который по утверждениям геокешеров проходится на любом недоприводе.
Это речка Волчья.
Это тот самый простой брод
С одной стороны я до утра понедельника полностью свободен, а с другой стороны тану его нафик. Мои мысли подтвердил Патрол, припаркованный на другом берегу реки со следами явной борьбы с бездорожьем, но судя по следам форсировать брод он даже не пытался. Посмотрели на этот «бродик», пофоткали и поехали искать первую машину, которая перестала отвечать на вызовы с рации. Пока искали, нашли нужный поворот. Я ХЗ, как его ищут геокешеры ночью, и вообще плохо понимаю, как мы сами обратили внимание на него. Поворот представлял собой два дерева стоящие на расстоянии метра 3 и канаву, которую в том месте было переезжать чуть проще, чем в других. Дальше опять началось рубилово и расчистка дороги. Дорожка петляла между болот, и периодически расстояние до объекта увеличивалось до исходного, но надежда нас не оставляла.
Постепенно дорога становилась менее накатанной, а кроме выпиливания дороги из завалов приходилось обрубать нижние ветки практически на каждом дереве.
Тем не менее, мы медленно, но уверенно приближались к цели, кто-то за рулем, а кто-то, когда были куски, не требующие расчистки около 100м, вот так
Дело закончилось тем, что дорога уперлась в ручей, который проезду не поддался, положили бревно – не получилось, навалили бревен – опять не получилось, Появились мысли срыть крутой берег ручья и ехать дальше. И тут состоялся гениальный разговор:
- А сколько осталось до точки
- ХЗ, сейчас посмотрю, 54 метра.
- Может пешком?
В общем, когда человек занят делом, он не реагирует на происходящее вокруг. Я, вооружившись навигатором начал нарезать круги с целью поиска нужного направления движения. Со стороны, наверное, выглядит смешно, но другого способа я не знаю. Нашел нужное направление движения прошел 20 метров, поглядывая под ноги и на экран навигатора. И зачем-то поднял глаза. Передо мной открылся вот такой вид
Что самое интересное, с того места, где мы 20 минут пытались форсировать ручей, открывается точно такой же вид.
Облазали весь ДОТ, включая нижний уровень, на котором находились колодцы, глубину которых определить не удалось, Там до сих пор сохранился лед. По некоторым версиям – этот ДОТ принадлежит к линии Маннергейма, но был захвачен финнами и по основному назначению не использовался. Следов оборудования ДОТа мы не нашли.
После знакомства с основной точкой маршрута решено было приступить к официальной части мероприятия – банкету. Пока мы своей машиной искали нужный поворот, вторая машина вернулась назад на значительное расстояние и нашла там огромную поляну.
Поляна была замечательна
Судя по растущим на ней культурным кустарникам и деревьям, я сделал вывод, что это какое-то урочище, неотмеченное на картах. Я погулял по поляне и нашел несколько яблонь, заросли малинника и смородины и несколько весенних копов, множество следов толи от воронок, то ли от окопов. На всякий случай ради интереса забил точку в навигатор. И мое предположение не оказалось ошибочным. Забил эти координаты в старые финские карты и оказалась, что данная поляна имеет куда более интересную и знаменательную историю, чем основная цель маршрута. На территории этой поляны располагалась деревня Kirjasalo, отмеченная на картах с 1630 года.
Подробнее тут
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D1%80%D1%8C%D1%8F%D1%81%D0%B0%D0%BB%D0%BE