Просветите, в чём она проявляется, если нет пропусков зажигания?
Прежде всего вспомним, что в момент зажигания камера сгорания двигателя заполнена сжатой горючей смесью газов. А газы, как известно, хороший изолятор. Даже при атмосферном давлении для пробоя искрового промежутка свечи зажигания, имеющего величину 0,7-0,8 мм, необходимо напряжение 2-3 тысячи вольт. В конце сжатия давление в цилиндре значительно выше атмосферного и пробивное напряжение возрастает до 10-12 тысяч вольт. Для обеспечения надежного искрообра-зования система зажигания должна развивать напряжение примерно в полтора раза больше пробивного.
С приложением необходимого напряжения к электродам свечи между ними возникает искра - столбик ионизированного газа (плазмы), который является проводником. По этому столбику, так называемому каналу, происходит разряд электроэнергии, накопленной во вторичной цепи системы зажигания. Температура газа в канале искрового разряда очень велика - свыше 2000° по шкале Кельвина (при такой температуре плавятся даже такие металлы, как хром и титан). Это в несколько раз выше температуры воспламенения бензовоздушной смеси. В связи в этим воспламеняется не только горючая смесь в самом канале искрового разряда, но и некоторый объем смеси вокруг него, поскольку он нагревается искрой до температуры воспламенения. Размеры такого первичного очага при прочих равных условиях будут зависеть от мощности и длительности искрового разряда.
Но очевидно также, что размеры очага воспламенения будут возрастать и с увеличением искрового промежутка. Значит, нужно стремиться сделать этот промежуток побольше, чтобы искра, попросту говоря, стала как можно длиннее?
В принципе верно. Увеличение промежутка между электродами положительно влияет на надежность воспламенения смеси от искры. Но при одном важнейшем условии: если надежно само искрообразование. А обеспечить его при большом зазоре трудно. Именно этот фактор ограничивает возможность использования увеличенных искровых промежутков.
Говорить же об этом приходится вот почему. В процессе работы электроды свечи под действием искрового разряда изнашиваются и промежуток между ними постепенно увеличивается. Опытные водители знают: при зазорах 1,2-1,4 мм начинаются неполадки в работе двигателя (плохой пуск, неустойчивая работа на холостом ходу и переходных режимах). Но самое неприятное заключается в том, что, когда искровые промежутки в свечах еще не достигли критической величины, появляются отдельные пропуски зажигания, не заметные для водителя. Возникает существенный, все возрастающий перерасход топлива, увеличивается токсичность выхлопных газов. Чтобы исключить эти неприятные явления, первоначальную, так называемую установочную величину искрового промежутка делают значительно меньше критической. На менее форсированных двигателях грузовых автомобилей, где электроды изнашиваются медленнее, принимают 0,8-0,9 мм. На более форсированных - меньше (например, у автомобилей ВАЗ - 0,5-0,6 мм). После определенного пробега свечи следует либо заменить, либо очистить от нагара и восстановить начальный искровой промежуток (соответствующие указания даются в инструкции к автомобилю или в сервисной книжке).