Источник -
http://wiki.zr.ru/index.php/%D0%91%D1%8B%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%8B ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
В настоящее время производится множество малогабаритных электроприборов, рассчитанных на питание от бортовой сети автомобиля. Большинство из них подсоединяется в гнездо прикуривателя, а некоторые наиболее мощные – к клеммам аккумулятора.
Аккумулятор предназначен для обеспечения пуска двигателя или для питания потребителей электроэнергии при неработающем моторе. Аккумуляторы различаются по емкости (способности накапливать электроэнергию и отдавать ее при разряде) и характеризуются следующими параметрами:
номинальная величина напряжения – у легковых автомобилей 12 В;
номинальная емкость – измеряется в ампер-часах (Ач) и указывается соответствующим числом в маркировке;
резервная емкость – определяется в минутах при разряде током 25 А до минимально допустимого напряжения 10,5 В, когда еще возможен пуск двигателя. В маркировке указывается не всегда.
Время использования аккумулятора зависит от его резервной емкости и общей мощности подключенных устройств как штатных, так и дополнительных. В качестве примера эта величина для полностью заряженного исправного аккумулятора СТ55 с резервной емкостью 90 мин представлена в таблице.
(сократил текст, добавил резервную емкость)
Потр. ток 2 4 10 16 20 25
Потр. мощность 24 48 120 192 240
Расч. время 18.8 9.4 3.8 2.3 1.9 90
Бытовые приборы
Генератор является основным источником электроэнергии при работающем двигателе. Генераторы легковых автомобилей рассчитаны на номинальное напряжение 14 В, что необходимо для обеспечения зарядки аккумуляторов, и характеризуются величиной отдаваемого тока и мощностью:
номинальная мощность достигается при средних оборотах двигателя (2500–3000 об/мин) и находится в пределах 560–1400 Вт (номинальная сила тока 40–100 А);
развиваемая мощность на холостых оборотах двигателя (около 750 об/мин) значительно меньше номинальной и составляет величину 280–560 Вт (сила тока 20–40 А).
Для обеспечения работы двигателя необходимо расходовать до 60 Вт (4 А) на систему зажигания, а на впрысковых моторах дополнительно до 200 Вт (14 А) – на электрический бензонасос, форсунки и блок управления. Для нужд всех остальных потребителей на холостом ходу остается 140–280 Вт (10–20 А), но при дальнейшем увеличении оборотов мощность генератора быстро возрастает до номинальной величины. Если мощность потребителей по каким-то причинам превышает мощность генератора, недостаток покрывается за счет разряда аккумулятора.
Гнездо прикуривателя единственное легкодоступное место подключения дополнительных устройств в салоне автомобиля. В большинстве случаев электрическая цепь его питания защищена предохранителем, рассчитанным на предельную величину тока 15–16 А.
Штекеры с соединительными проводами, как правило, универсальные, входят в комплект устройств, включаемых в прикуриватель. Иногда в штекер встраивают дополнительный предохранитель для защиты от перегрузки. Установленный там же выключатель позволяет не вытаскивать многократно штекер из гнезда при отключении прибора. Штекер может быть скомбинирован с устройством автоматического отключения потребителей в случае чрезмерной разрядки аккумулятора.
Шнуры–удлинители используются для подключения в гнездо прикуривателя одного или одновременно нескольких потребителей. Для этого они снабжаются разветвителями с двумя, тремя или четырьмя гнездами. Суммарная мощность включенных через удлинитель устройств не должна превышать допустимую для цепи прикуривателя величину (200 Вт).
Преобразователи напряжения 12/~220 вольт (power inverter)1 предназначены для подключения к автомобилю устройств, работающих от сети переменного тока напряжением 220 В частотой 50 Гц. Мощность подключаемых к ним приборов обычно 100–150 Вт, иногда может быть до 300 Вт.
ЧТО МОЖНО ВКЛЮЧИТЬ В БОРТОВУЮ ЭЛЕКТРОСЕТЬ
Телевизоры выпускаются с размером экрана по диагонали в основном от 3,5 до 10 дюймов (от 8,9 до 25,4 см), но иногда могут достигать 20 дюймов (51 см). Громоздкие аппараты с электроннолучевой трубкой (ЭЛТ) уступают место цветным жидкокристаллическим моделям (LCD). Толщина некоторых из них составляет всего 24–30 мм, а потребляемая мощность 8–12 Вт. По своим функциональным возможностям автомобильные телевизоры не уступают обычным. Они имеют гнезда для подключения внешней антенны, наушников, видеосигнала, например от игровой приставки, и по минимуму комплектуются:
пультом дистанционного управления;
шнуром питания от прикуривателя;
набором крепежных деталей.
Установка телевизоров на легковых автомобилях может осуществляться между передними сиденьями, на приборную панель, противосолнечные козырьки, подголовники передних сидений сзади и потолок. Некоторые телевизоры имеют функцию поворота или переворота изображения, что необходимо на случай их различной установки, например на одной из стоек «на боку» или на потолке «вверх ногами».
Телевизионный сигнал изменяется в процессе движения автомобиля и от этого страдает качество изображения. Для его устойчивого приема требуются чувствительные, правильно настроенные антенны:
активные внутрисалонные – для дециметрового диапазона волн (ДМВ)2, в том числе с дополнительными функциями усиления сигнала и защиты от помех;
активные или пассивные – для метровых волн (МВ), устанавливаемые снаружи автомобиля;
комбинированные, состоящие из наружного элемента для МВ и внутрисалонного для ДМВ;
многоэлементные – для всех диапазонов с 2–4 независимыми приемниками, установленными внутри, снаружи или комбинированно и подключенными к телевизору через суммирующий блок (тюнер).
Холодильники термоэлектрического типа получили наибольшее распространение на легковых автомобилях3. Они имеют полезный объем от 0,5 до 50 л и потребляют в основном от 20 до 60 Вт. Их изготавливают в виде тумбочек с боковой дверцей или закрывающихся сверху контейнеров. Для выравнивания температуры внутри холодильной камеры, как правило, имеется встроенный вентилятор. Многие модели имеют блок автоматического регулирования температуры и защиты аккумулятора от разрядки.
Такие холодильники работоспособны при любых наклонах автомобиля, устойчивы к тряске, не имеют подвижных частей и хладагента. Еще одно важное преимущество заключается в том, что они могут работать в режиме нагрева.
Термоэлектрические холодильники выходят на рабочий режим за 1 час после включения и способны:
поддерживать температуру на 20–30°С меньше температуры окружающей среды (обычно 3–5°С, иногда до –3°С);
сохранять продукты при отключении электроэнергии в течение 8–10 часов;
нагревать продукты до 50-70°С (не все модели).
Основной недостаток термоэлектрических холодильников заключается в том, что они маломощны, поэтому продукты закладывают предварительно охлажденными. Для ускорения выхода на требуемый режим работы можно использовать аккумуляторы холода – замороженные примерно до –18°С специальные герметичные пластиковые емкости с солевым раствором.
Установка холодильников в салоне автомобиля:
маленькие, предназначенные в основном для охлаждения напитков, могут быть закреплены между передними сиденьями.
более крупные размещают в багажнике или на одном из пассажирских сидений (в этом случае их фиксируют ремнем безопасности).
Пылесосы различных марок отличаются по производительности, но из-за относительно небольшой мощности (до 200 Вт) способны обеспечить сухую (иногда влажную)4 уборку небольших загрязнений и пыли. Они особенно полезны в случаях, когда пепел сигарет, хлебные крошки, шерсть животных и прочий мусор оказались в труднодоступных местах и не могут быть удалены вручную.
Как правило, пылесосы снабжены всасывающим патрубком (иногда он совмещен с корпусом), резервуаром для мусора (пылесборником) и шнуром питания длиной от 3 до 5м. Некоторые модели могут быть укомплектованы гибким гофрированным шлангом, различными насадками и чехлом для хранения.
Приборы для улучшения комфорта обеспечивают дополнительную вентиляцию и очистку воздуха в салоне автомобиля, подогревают сиденья, создают дополнительное освещение в локальных зонах и т.д.
Вентиляторы различных размеров и мощности (до 20 Вт) устанавливаются с помощью крепежа или на присосках и могут иметь регулятор скорости вращения. На некоторых моделях автомобилей они могут быть полезны для устранения запотевания заднего стекла.
Ионизаторы (ионные очистители) с помощью малошумного встроенного вентилятора насыщают воздух анионами, положительно влияющими на организм человека (эффект горного воздуха), и очищают салон посредством электростатического фильтра от табачного дыма, пыли, прочих вредных примесей и неприятных запахов. Они потребляют мощность 6–10 Вт и могут иметь контейнер для ароматизаторов, съемную переднюю панель и комплектоваться элементами крепежа.
Подогреватели на основе металлических нитей или углеволокна обеспечивают нагрев сидений в холодное время года и могут потреблять мощность от 20 до 150 Вт. Бывают предназначенными для установки под обивку сидений, тогда их подключают к бортовой электросети автомобиля через специальный выключатель (иногда в виде кнопки с подсветкой) и индикатором включения. Другой вариант исполнения – съемный, в виде накидок различных типоразмеров, устанавливаемых поверх сидений и включаемых в гнездо прикуривателя. Подогреватели могут снабжаться регуляторами мощности или автоматическими терморегуляторами с функцией отключения через определенное время.
Ночники и лампы малой мощности, включаемые в гнездо прикуривателя, служат для локального освещения и позволяют, например, читать пассажиру, не мешая водителю, или находить какие-либо предметы. Они могут устанавливаться непосредственно на штекере или с помощью гибкого шланга, позволяющего зафиксировать светильник в определенном положении. Иногда малогабаритные осветительные приборы закрепляют в различных местах салона автомобиля в качестве дополнительных источников света.
Сушилки для обуви аналогичны по конструкции обычным бытовым и могут быть предназначены как для повседневной, так и для спортивной обуви.
Водонагревательные приборы в основном применяют для приготовления горячих напитков. Они аналогичны таким же бытовым, но уступают по производительности, так как их мощность, даже при работающем двигателе (напряжение питания от генератора 14 В), составляет не более 200 Вт. При неработающем двигателе (напряжение аккумулятора 12 В) их мощность уменьшается до 140–150 Вт.
Кипятильники позволяют приготовить чай, быстрорастворимый кофе или просто вскипятить воду.
Электрические чайники (в том числе чайники-кофеварки) в среднем имеют емкость 0,60–0,75 л и способны нагреть это количество воды до кипения примерно за 20 мин. В их комплект, как правило, входит большая чашка (она же завинчивающаяся крышка), малая чашка, сито и держатель. Некоторые из них снабжены автоматической системой выключения при закипании или отсутствии воды.
Кофеварки позволяют приготовить от одной до десяти чашечек кофе (на каждую чашечку 125–130 мл затрачивается до 5 мин.). В их комплект, кроме емкости для воды, входят стеклянная колба для готового кофе, бумажные фильтры, ситечко, иногда элементы крепежа и т.д. Кофеварки также могут иметь автоматический выключатель, световой индикатор включения и шкалу для определения количества залитой в них воды.
Дополнительные устройства для мобильной связи обеспечивают электропитание или зарядку аккумуляторов сотовых телефонов и их безопасное использование.
Зарядные устройства – это узкоспециализированные маломощные (до 3 Вт) приборы. Они, как правило, конструктивно совмещены со штекером, вставляемым в прикуриватель. Соединительный провод с одной стороны соединен с зарядным устройством, а с другой снабжен разъемом, предназначенным для подключения телефона конкретной марки.
Устройства громкой связи необходимы в связи с тем, что в России с 1 апреля 2001 года введен запрет на использование во время движения водителями не оборудованных соответствующим образом сотовых телефонов. Питание и подзарядка аккумуляторов этих устройств также может осуществляться через гнездо прикуривателя.
Осветительные и сигнальные приборы, подключаемые к бортовой электросети автомобиля, могут выполнять различные функции.
«Переноски» используются при ремонте и могут закрепляться в различных местах на встроенном в корпус магните или с помощью крючка. В некоторых конструкциях провод наматывается на катушку, расположенную внутри корпуса.
Фары-искатели предназначены для освещения местности вокруг автомобиля, различные их типы отличаются размером отражателя и снабжены удобной ручкой.
Многофункциональные фонари, кроме встроенной фары, дополнительно снабжаются мигающим желтым или красным аварийным сигнальным фонарем и лампой дневного света. Для обеспечения автономности работы они имеют собственные источники питания – аккумуляторы или батарейки.
Малогабаритные компрессоры предназначены для накачивания шин и различных надувных изделий (мячей, матрасов, лодок и т.д.), продувки деталей системы питания двигателя (например, жиклеров карбюратора), антикоррозийной обработки скрытых полостей кузова, нанесения ремонтных лакокрасочных покрытий и т.д. Некоторые из них способны непрерывно работать в течение 8 часов.
Компрессоры различных моделей могут иметь производительность от 10 до 34 л/мин и создавать максимальное давление 7–15 атм при потребляемой мощности 70–170 Вт. Время, необходимое для накачивания шины, составляет величину от 4,0 до 1,5 мин.
Компрессоры большей мощности подключаются непосредственно к аккумулятору автомобиля и могут иметь встроенный вентилятор для охлаждения. Менее мощные модификации (их большинство) подключают в гнездо прикуривателя.
Провод электропитания компрессора снабжают штекером или зажимами на клеммы аккумулятора. Пневматический шланг имеет наконечник для подсоединения к вентилю шины и переходники для накачивания других изделий. Давление контролируется манометром (бывает с подсветкой шкалы), иногда обеспечивается автоматическим регулятором или предохранительным клапаном. Некоторые модели могут иметь собственный аккумулятор, обеспечивающий автономную работу, и встроенный в корпус желтый фонарь.
РЕКОМЕНДАЦИИ
При приобретении приборов и устройств, включаемых в прикуриватель, следует обратить внимание на штекер, так как для некоторых автомобилей он может отличаться по конструкции и присоединительным размерам.
Потребляемый ток или мощность можно определить по надписям на корпусе или инструкции. Это особенно необходимо учитывать, если в прикуриватель через разветвитель включаются одновременно два или три устройства, так как их суммарная мощность может превысить предельно допустимую величину (200 Вт).
Если устройство в заводском исполнении предназначено для подключения непосредственно к клеммам аккумулятора, запрещается заменять штатные «крокодилы» на штекер. Такой прибор наверняка потребляет мощность большую, чем допускается для электрической цепи прикуривателя, и ее предохранитель будет постоянно перегорать.
На стоянке для питания внешних потребителей аккумулятор желательно использовать не больше времени, чем указано в таблице (см. выше), иначе может возникнуть проблема при пуске двигателя.
Для исключения возможности разряда аккумулятора желательно использовать защитное устройство, автоматически отключающее потребителей при падении напряжения ниже допустимой величины.
1 Для питания 12-вольтовых приборов и устройств от сети переменного тока 220 В производятся преобразова-тели ~220/12 В.
2 Например, некоторые отечественные антенны позволяют принимать и метровый диапазон волн (МВ).
3 Компрессионные и абсорбционные холодильники могут применяться на грузовых автомобилях, специальных фургонах и туристических автобусах, когда требуется более глубокое охлаждение и даже замораживание значительного количества продуктов. На легковых автомобилях они применяются значительно реже, так как более громоздки и тяжелы, чем термоэлектрические.
4 Для этого некоторые пылесосы снабжаются специальной насадкой для удаления влаги.