Через примерно 6 часов скачек по горам наконец открылась панорама озера; красота обалденная.
Интуиция однако подсказывала, что дорожные сложности еще впереди, т.к. спуститься надо с 2 200 до 1 500 метров. Так и оказалось; спуск с перевала к озеру представлял из себя лесную узкую с промоинами, большими валунами и глубокими лужами подобие дороги. Причем, чисто горные каменистые участки чередовались земельногрязными. Мне и моему штурману на УАЗе было проще, а вот штурманы двух остальных машин постоянно выскакивали и корректировали прохождение машин по сложным участкам. В нескольких местах пришлось спилить деревья и уложить их в колью. Хорошо еще, что в эти дни было относительно сухо. Длина серпантина составила примерно 5 км.
На перекуре после спуска хозяин Ленд Ровера сказал на полном серьезе, что обратно он ни по каким раскладам не сможет здесь забраться из за отсутствия понижайки; ехать медленно – сжечь сцепление, ехать быстро – пробить бак с горючкой о камни; тащиться на веревке за УАЗом – кончить подвеску, пробить бак и т.п. Наивные мы решили, что обратно поедим напрямую на Алексеевку; нам же сказали, что та дорога лучше. Спустившись в долину поехали по полям и лесам; иногда переезжали речки и ручьи. Равнинный участок до Матабая был уже легкой прогулкой после серпантина.
В Матабае (5-6 домиков)нашли егеря, показали ему разрешение, купили у него за недорого мешок вяленного ускуча. Он объяснил, что до стоянки на р. Кальжир примерно 12 км довольно сложной дороги вдоль берега. Там стоят два домика; в маленьком можно жить, к большому же назарбаевскому лучше не приближаться. Спросили у него про другую обратную дорогу ч/з перевал и тут он как то ехидно усмехнувшись ответил, что она хоть и более короткая и без грязи, но есть там свои сложности.
До Кальжира с небольшими проблемами добрались примерно за пару часов. На некоторые небольшие подъемы Эксп не мог забраться с первого раза, т.к. цеплялся задними рычагами за траву/грунт из-за уазовских кольей. Приходилось передвигаться по «бровке». Проехали ручей, где «стояли» Делиководы. Место так себе; не понятно, почему они дальше не поехали; возможно испугались затяжного подъема, который реально заставил немного понервничать. Какая все таки хорошая штука – понижайка.
К вечеру прибыли на базу сильно уставшие; сразу поставили палатки (в домике решили только перекусывать) и мобильную баню. Затопили баню. Рыбалку решили отложить до утра, хотя руки чесались, так как с мостка были хорошо видны бока проходивших/стоявших ускучей
Место стоянки на самом деле очень красивое; водная гладь, горы и тишина. Стаи водоплавающих птиц (гуси, утки, бакланы и еще разная хрень) летали очень низко над головами и озером. Похоже, охотой здесь уже давно никто не занимался. Один раз вечером приплыла выдра. Без боязни выскочила рядом с нами на берег и убежала в траву. Как то по помосту проскакала черная белка (первый раз вижу такой окрас; обычно серый и рыжий); кое кто задумался: «неужели «белочка» пришла? похоже, пора завязывать с водкой». Постоянно над базой кружили орланы и другие хищные птицы.
На зорьке все, кто взял в руки спиннинг поймал по одному/несколько ускучей. Ловился на желтые колебалку и вращалку. Поклевки уверенные, вываживание активное/интересное; ленок же все таки, родственник лосося как никак. Самый крупный ускуч был примерно на 1,5 кг. Естественно, первую рыбку нарезали на кусочки и под водочку стали уничтожать с солью/перцем. И тут первая ЗАСАДА! мясо рыбы воняет тиной. Подумали случайность. Но вторая разделанная рыба тоже как будто из болота. Вот этого мы точно не ожидали. Стали вспоминать отзыв Делиководов. Автор писал, что очень долго подбирал блесну; ускуч все игнорировал. В итоге ему удалось все же поймать рыбу, но на что поймал осталось тайной (я рыбу ловил на ядовито желтую вращалку). Почему они не написали, что ускуч воняет тиной, непонятно; «штирлицы» блин!
Сварили уху; есть невозможно; уксус в котелок ситуацию не исправил. Жаренного ускуча тоже выкинули. Загрустили; ловить-отпускать не наш принцип, тем более, что ускуч при прикосновении к нему теплыми руками получает термический ожог. Пойманных уже рыб решили завялить.
Накачали лодки, стали изучать дно озера эхолотами. Глубины до 6 метров; кругом трава. Вода в центре озера тоже воняет болотом. «Помочили блесна»; безрезультатно; троллинг тоже в пустую, только траву цепляешь. Нашли небольшой ручей с ямкой; хариус «молчит». Набрали в ручье воды для чая. Погонялись на лодке за утками. Подсаком поймали птенца; пофоткались, отпустили.
На следующий день в гости приехал УАЗ с казахами; трое из Алма-Аты; двое местных. Привезли с собой свежеподстреленных зайцев; сварили похлебку. Рассказали, что на эту базу Назарбаев прилетал всего один раз на вертолете с Путиным. При этом «главный казах» слегка обловил нашего президента. Про то, как они относятся к своему президенту, ответили уклончиво. Я вспомнил первомайскую поездку в Астану. Тогда хозяин гостиницы устроил нам бесплатную поездку/экскурсию по Астане, при этом нахваливал своего и нашего президентов и довольно искренно говорил о своей мечте – возврате СССР. Водка, зайчатина, басни/разговоры; доползти бы до палатки.
Вспомнив рассказ егеря, что ниже по течению реки примерно в 2х км есть перекат с хариусом, поехали на УАЗе искать это место. Проскочили незаметный поворот в траве и уехали по дороге, которая должна была нас спасти из маркакольского плена. Уперлись в горное болото в ложбинке. Не предполагая, что на высоте более 2х метров от уровня ручья, возможен мягкий болотистый грунт, посадил УАЗ на мосты при развороте. Под колеса подложили камни, подняв их реечным домкратом с цепочками. Но все же решили не рисковать с буксовкой и вызвали по рации Эксп.
На следующий день повторили попытку проехать на хариусовое место; нашли нужный перекат. На блесна ловился вонючий ускуч, только мелкий. На мухи поймали несколько хариусов. Нарезали хариуса, пожевали; кто то проглотил, кто то выплюнул; та же болотная вонь. Решили прощаться с Маркаколем; ночевать последний раз и утром, после того как подсохнет роса, стартовать на Бухтарминское водохранилище. Вечером собрали лодки и попарились в баньке.
Однако утром закапал дождь и стало понятно, что выезд откладывается. Снова вспомнили рассказ Делиководов про то, как они несколько дней ждали погоду и наконец, дождавшись, выбрались с Маркаколя понеся какие то технические потери. Это была вторая ЗАСАДА! От нечего делать, одел гидрокостюм и пособирал блесна в речке. Раньше на этом месте похоже был небольшой деревянный мостик и на остовах деревянных свай накопилось небольшое количество рыбацкого инвентаря.
Удача, похоже, вернулась к нам; после обеда дождь закончился и вышло солнышко. Вечером и ночью молились, чтобы дождь снова не начался. Игра в домино немного успокоила нервы.
...и добавил:
Утром быстро собрали баню, палатки и двинулись по новой дороге в горы. Примерно ч/з 3 км уперлись в развилку: направо в сторону болота, где я засадил УАЗ; налево затяжной подъем в гору. Прошлый раз мы оценили этот подъем, как неберущийся, но не было уверенности, что это «наша» прямая дорога на Алексеевку. Возможно, по этой дороге только спускаются. Пошли изучать этот подъем; градиус приличный; длина примерно 300 метров, далее прямой участок и новый чуть более короткий подъем. Глубокая колья и невозможность менять траекторию подъема из-за кустов вызывали сомнения в возможности заезда на эту горку. Для УАЗа колья вроде проходимая, но вот вытянет ли движок такой затяжной крутой подъем? Помня о том, что тормозить мне в крайнем случае нечем, а перспектива «размослаться» задним ходом и шмякнуться о камни или перевернуться вполне реальная, я высказался против покорения этой горки. Другим машинкам возможно хватило бы лошадок взобраться на вершину, но колья для них без доработки лопатами не проходимая. Решили возвращаться по «старой» проверенной дороге. Тем более не совсем понятно, что нас ждало дальше на этой дороге; как говорится: «самая короткая дорога та, которую знаешь».
До Матабая доехали без особых приключений. Лопата и пила иногда выручали. Перед «главным» подъемом в болотистом лесочке в самом узком месте уперлись в раздолбанный УАЗ с казахскими номерами. На заднем сиденье спал толстый слегка пьяный казах. На предложение пропустить нас, тот ответил, что машина не заводится («стартер полетел»). Попытались в горку его завести «с толкача»; не получилось. Похоже, он еще «обсох» и по горючке. Сказав нам, что вряд ли мы поднимемся по серпантину, он снова улегся спать на заднее сиденье. Подъем по серпантину действительно оказался сложным. Забирались довольно долго с несколькими перекурами; но слава богу все получилось без «технических потерь».
К вечеру выехали на хорошую дорогу. На первой страшной заправке в Алексеевке слегка плеснули в баки горючку. Ночью въехали в районный центр Курчум. Как не странно, но в ночь с воскресенья на понедельник народ вовсю гуливанил в довольно хороших кафешках; рядом с гостинкой даже праздновали свадьбу. Переночевали толи в общаге, толи в гостинице; в номерах были даже «удобства».
Утром решил посетить автомагазин на предмет покупки передних тормозных колодок. На вопрос: «А вдруг у вас есть колодки для Патриота?», продавец ответил: «А почему вдруг? Вот получите; 3200 тенге (640 рублей)». К вечеру добрались до хорошего места на Бухтарминском водохранилище в районе Свинчатки. Вообще, когда смотришь на карту, то кажется что хороших мест стоянки на Бухтарме много. В действительности же берег без какой либо растительности (выжженная степь); много камышовых зарослей; подъездов к воде минимум. На берегу соседи-местные (две семьи с детьми) сказали, что рыба почему то перестала толком ловиться; только окунь небольшой и мелкая плотва, и быстро снялись. Действительно, окуневая поклевка у меня была одна и то неудачная; рыба организовала зацеп за камни, утащив блесну в валуны. Раколовки тоже молчали. Случайно нашли схрон тухлой рыбы с опарышем. На опарыш наловили килошных карасей. Поджарили, съели. Стоит отметить, что погода на Бухтарме в отличии от Маркаколя была классная; загорали, купались. Одним из развлечений, было катание на ватрушке, благо 4х метровый «баркас» с 30 сильной Ямахой позволял пошалить. Поменял передние колодки на УАЗе; накладок практически не было на всех 4х колодках.
Пожарившись на солнышке и накопив витамин Д, ч/з 3 дня двинули домой. До Казнаковской переправы пришлось возвращаться по каменистой грунтовке 30 км. Примерно посередине пути почувствовал, что Патриот из «мужика» постепенно превращается в женскую особь с виляющим задом; остановка показала пустое правое заднее колесо. Подъехал шеф на Экспе и, пока смотрел на мое колесо, его Эксп тоже накренился вправо; заднее правое колесо тоже сдохло. Похоже, наскочили на один и тот же выступающий острый камень. Бросив снятые колеса ко мне в кунг, поехали в рядом стоящее село с одной улицей на предмет поимки шиномонтажа. Местный очень пьяный казах сначала попросил водку, а потом сказал, что в конце улицы живет мужик, который нам поможет. Мужичок оказался толи механиком, толи председателем колхоза/совхоза; на его площадях стояло много техники. За 3 часа он, вставив грибки в покрышки (на грибок одел дополнительно плоскую резину 4 мм, т.к. размеры порезов были большими) и камеры не совсем подходящего размера, оживил наши колеса.
Казнаковская переправа порадовала хорошим большим паромом, небольшой очередью и дешевыми арбузами.
Обратно поехали сразу на Семиполатинск; Усть-Кам остался в стороне. Перед Семой попали на ремонт дороги с пыльными объездами. Здесь у Патриота поднялась температура. Оказалось, что расширительный бачок с антифризом слетел с крепления и слегка прилег на выхлопной коллектор; в углу бачка прожглась небольшая дырка. Заплавливание дырки газовой горелки помогло, но ненадолго. Пришлось изменить пространственное положение бачка и так ехать до дома (ночью купить расширительный бачок было негде, а днем уже и не надо было, т.к. система охлаждения работала в нормальном режиме). Ночью перед Павлодаром сначала встретили кроссовер без стекла и замятой мордой/крышей, а потом увидели на обочине сбитую буренку. На границе поменяли оставшиеся тенге на рубли. Прохождение таможни было длительным, т.к. россияне «трясли» казахские фуры.
Поздно вечером приехали в Тюмень. Двухнедельное путешествие длиной почти 5 тыс км для меня закончилось; утром парни стартанули в Ебург. Четыре тушки вяленного ускуча до сих пор валяются в холодильнике; выкидывать жалко. Иногда отрежу кусочек; пожую; воспоминания про спокойные горы вокруг красивейшего озера иногда вышибают слезу; понятно, что в этой жизни второго такого экстремального путешествия на Маркаколь больше не будет.
...и добавил:
Привет, Илья!
Что то не совсем корректно текст и фотки размещаются.
Раньше специально строчки в Ворде покороче делал и все было ОК.