1
Наши путешествия / Маркакольская засада
« : 03 Февраль 2015, 09:08 »
Рассказ получился довольно длинным/подробным; об этом просили друзья и участники экспедиции.
Ежегодно компашкой стараемся выбраться куда нибудь где красиво, относительно тепло и ловится рыбка. Отчеты по прошлым поездкам выкладывал на этом форуме. 2009 год – Горный Алтай (южный берег Телецкого озера, перевал Кату-Ярык, хариус, селедка Правдина, налим, водопады, злые стреляющие по туристам горноалтайцы).
2010 год – озеро Байкал (грунтовка после Канска, оборванные дети в Нижнеудинске, прикольный Култукский перевал, страшная лесная песчанно/горная дорога Щергино-Покровка, ошибочный крутой подъем/спуск по дороге для подготовленных машин в с. Курбулик, хариус, омуль, байкальский сиг, горбачи-окуни).
2011 год – река Дон в районе Семикаракорска и Черное море в районе Тузловской косы (азовская селедка, мидии, пеленгас ).
2012 год – Западная горная Монголия (горные перевалы 2600 метров, очень много хариуса, максимальный на 1,5 кг)
В этом году (2014) планировали посетить озеро Балхаш. Но неожиданно «генерал» передумал («Балхаш -слишком просто; на него поедим, когда будем пенсионерами; пока же есть силы будем сложные маршруты окучивать»). Выбор пал на заповедное горное озеро Маркаколь (Восточный Казахстан). В этом озере водится ленок – ускуч из семейства лососевых. Вот его то и решили изловить.
http://mitsubishi-l200.narod.ru/uskuch.html
Связались с турфирмой в Усть-Каменогорске с целью получения разрешения на нахождение в приграничной зоне (цена разрешения – 1тысяча рублей с «каждого») . Перелопатили кучу инфы из инета. Информации по отдыху на Маркаколе на самом деле не много; в основном про покорение Старо-Австрийской дороги. Подходящий для нас отчет «накропали» Делиководы:
http://blog.autoatlas.kz/news/almaty-alakol-raxmanovskie-klyuchi-markakol-2009_6254.html
Выяснилось, что летом ускуч ловится в устье горных рек и в истоке р. Кальжир. На р. Кальжир есть небольшая Назарбаевская база. Туристы в основном приезжают в Урунхайку, смотрят на озеро и горы и уезжают, причем, чаще по экстремальному маршруту – Старо-Австрийской дороге. Пытались связаться с руководством Заповедника в с. Урунхайка; не получилось.
Итак 2 августа тремя машинами 7 человек (Форд Эксплорер 4, Ленд Ровер Фрилендер 2 и УАЗ Патриот Пикап) стартуем в Усть-Каменогорск ч/з Омск, Павлодар, Семей (Семипалатинск). Я поехал на УАЗе вместо Экспа, т.к. тащить прицеп по Казахстану с драконовскими штрафами за превышение скорости накладно, да и вроде как горы впереди (тогда мы еще толком не знали, какие нас ждут перевалы; отчет Делиководов был прочитан явно невнимательно).
На границе были поздней ночью; переход занял меньше 30 минут + Страховки и обмен денег. В Усть-Каме забрали разрешительные документы, затарились продуктами и спиртным. Далее поехали по довольно горной дороге ч/з Самарское на Казнаковскую переправу (Бухтарминское водохранилище). На дороге и обочине стали попадаться сбитые небольшие совы. Т.к. прошел небольшой дождь и асфальт стал тепло/мокрым, на дорогу повыскакивало множество лягушек погреться. Вот за этими лягушками и стали охотиться бедные птички. Ослепненные светом фар они не всегда успевали избежать столкновения с машинами; пришлось скинуть скорость. К переправе подъехали ночью; в очереди были вторыми за машиной из Кемерово. Водочка, колбаска, обалденное звездное небо, шум прибоя; красота!
Утром очередь была уже примерно из 20 машин, в том числе грузовики. Но паром не пришел. Местный казах, позвонив куда то, сообщил, что паром сломался. Пришлось ехать в объезд ч/з г. Зайсан (крюк примерно 300км). На этой дороге попался участок - «морская волна»; асфальт вроде без выбоин, но с длинными волнами; разогнаться больше 100 км/час нереально.
Периодами довольно хороший асфальт чередовался с «танкодромом».
В г. Зайсан на рынке докупили овощи, колбасу, хлеб; на убогой АЗС заправили все емкости горючкой (90л в красные канистры для лодочных моторов, 50л АИ-92 и 20л ДТ для автомобилей). На «КазМунайГаз» горючка отпускалась по талонам только для местных (с подобной проблемой сталкивались так же в Семипалатинске).
После Алексеевки (Теректы) асфальт перешел в пыльную щебенку; местами дорога пролегала вдоль границы с Китаем. Пограничный шлагбаум располагается на значительном расстоянии от Алексеевки. Причем до шлагбаума долго ехали рядом с разделительной полосой; в пограничной будке никого не было; шлагбаум отрыт (эх, не там затеял переход ч/з границу Остап Бендер! ).
Начался довольно крутой подъем в горы. С вершины чуть более 2 000 метров хорошо просматривается китайская территория, которая разительно отличается от казахской; там песчаные барханы, а тут просто горы; будто кто то специально разделил страны на два таких разных участка. Что то мне кажется казаки Ермака решили, «да ну их нафиг эти пески!» и решили дальше не захватывать территории в этом направлении.
К вечеру прибыли в с. Урунхайка (восточная сторона озера), спустившись с перевала до высоты в 1 500 метров над у/м. Спуск был хоть и крутой, но не сложный. Подъехав к конторе заповедника, встретились с его директором. Он вызвал начальника службы безопасности, который нам пояснил: 1.Озеро и территория вокруг него на расстояние 2км от берега – заповедник. 2.На берегу озера разрешено отдыхать только жителям Казахстана. 3.Ловить рыбу могут только местные жители. 4.Летом ускуч на озере не ловится. 5.Поймать ускуча, а так же хариуса можно в истоке р. Кальжир (Западный берег), но дорога туда довольно сложная. 6. Завтра приезжает комиссия и желательно, чтобы мы утром свалили из деревни. 7. «Раз вы приехали в такую даль, то за небольшие деньги мы вам выпишем разрешение на рыбалку». 8. «С места стоянки на р. Кальжир есть прямая более простая дорога на Алексеевку». 9.Переночевать можно в ГОСТИНИЦЕ! (тут мы слегка прих…). Оказывается (мы про это читали в инете) зимой сюда приезжает много рыбаков и местные сдают свои дома, а так же за деньги доставляют рыбаков на санях/лошадках до мест лова.
На вопрос можно ли передвигаться на лодках с моторами по озеру получили ответ, что нежелательно (значит можно). «Нежелательно, т.к. вода холодная и возможны несчастные случаи; в прошлом году утонуло 6 человек, естественно по пьянке». Небольшой домик, омлет, тушенка, арбуз, водочка и снова звезды. Такое яркое звездное небо я наблюдал только в пустыне Египта и на нашем Севере.
Утром, прикупив в сельпо пару литровых банок икры ускуча, стартанули в сторону д. Матабай. Эх, если бы знать что нас ждет впереди, то возможно мы бы выбрали другой маршрут. Вообще было бы проще оставить машины где нибудь в Урунхайке и по воде (36 км в один конец ) добраться до базы. Плавсредства и наличие горючки позволяли это легко сделать примерно за 5 часов (по паре рейсов тремя лодками). По горам же примерно 60 км мы ехали более 10 часов и сожгли значительно больше горючки, чем сожгли бы в лодочных моторах (Эксп на горном участке в 60км сжег примерно 50 литров АИ-92, я на УАЗе – 21 литр).
Свернув с относительно «хорошей дороги» в сторону Матабая, сразу попали на первый крутой подъем, который заставил включить первую пониженную передачу. С такими крутыми и затяжными подъемами мы столкнулись впервые. Довольно сложный перевал Кату-Ярык в Горном Алтае - детский лепет по сравнению с этими горками. На Алтае видно, что дороги делались с использованием тяжелой техники. Казахи же, похоже, дороги просто прокладывали автомобилями по пересеченной местности; никаких тебе срезов, отсыпок; где смог забраться УАЗ в гору, там и дорога. Ленд Ровер выскакивал в подъемы немного с разгону, т.к. он был без понижайки (хорошо хоть что дизель). На одном из спусков по характерному скрежету я понял, что на передних колодках накладки частично или полностью «испарились»; пришлось вспомнить про азы учебы в автошколе (торможение двигателем). Иногда встречали стойбища (юрты); вокруг паслись лошадки, коровы, овцы. В одной из юрт прикупили пару бутылок кумыса.
Постепенно забрались на максимальную высоту одного из перевалов (вроде Азутау); примерно 2 200 метров. Практически на вершине переехали ч/з ручей с глиняными берегами. Думаю что, в дождь данный ручей может доставить неприятности, т.к. площадь водосбора у него приличная.
Ежегодно компашкой стараемся выбраться куда нибудь где красиво, относительно тепло и ловится рыбка. Отчеты по прошлым поездкам выкладывал на этом форуме. 2009 год – Горный Алтай (южный берег Телецкого озера, перевал Кату-Ярык, хариус, селедка Правдина, налим, водопады, злые стреляющие по туристам горноалтайцы).
2010 год – озеро Байкал (грунтовка после Канска, оборванные дети в Нижнеудинске, прикольный Култукский перевал, страшная лесная песчанно/горная дорога Щергино-Покровка, ошибочный крутой подъем/спуск по дороге для подготовленных машин в с. Курбулик, хариус, омуль, байкальский сиг, горбачи-окуни).
2011 год – река Дон в районе Семикаракорска и Черное море в районе Тузловской косы (азовская селедка, мидии, пеленгас ).
2012 год – Западная горная Монголия (горные перевалы 2600 метров, очень много хариуса, максимальный на 1,5 кг)
В этом году (2014) планировали посетить озеро Балхаш. Но неожиданно «генерал» передумал («Балхаш -слишком просто; на него поедим, когда будем пенсионерами; пока же есть силы будем сложные маршруты окучивать»). Выбор пал на заповедное горное озеро Маркаколь (Восточный Казахстан). В этом озере водится ленок – ускуч из семейства лососевых. Вот его то и решили изловить.
http://mitsubishi-l200.narod.ru/uskuch.html
Связались с турфирмой в Усть-Каменогорске с целью получения разрешения на нахождение в приграничной зоне (цена разрешения – 1тысяча рублей с «каждого») . Перелопатили кучу инфы из инета. Информации по отдыху на Маркаколе на самом деле не много; в основном про покорение Старо-Австрийской дороги. Подходящий для нас отчет «накропали» Делиководы:
http://blog.autoatlas.kz/news/almaty-alakol-raxmanovskie-klyuchi-markakol-2009_6254.html
Выяснилось, что летом ускуч ловится в устье горных рек и в истоке р. Кальжир. На р. Кальжир есть небольшая Назарбаевская база. Туристы в основном приезжают в Урунхайку, смотрят на озеро и горы и уезжают, причем, чаще по экстремальному маршруту – Старо-Австрийской дороге. Пытались связаться с руководством Заповедника в с. Урунхайка; не получилось.
Итак 2 августа тремя машинами 7 человек (Форд Эксплорер 4, Ленд Ровер Фрилендер 2 и УАЗ Патриот Пикап) стартуем в Усть-Каменогорск ч/з Омск, Павлодар, Семей (Семипалатинск). Я поехал на УАЗе вместо Экспа, т.к. тащить прицеп по Казахстану с драконовскими штрафами за превышение скорости накладно, да и вроде как горы впереди (тогда мы еще толком не знали, какие нас ждут перевалы; отчет Делиководов был прочитан явно невнимательно).
На границе были поздней ночью; переход занял меньше 30 минут + Страховки и обмен денег. В Усть-Каме забрали разрешительные документы, затарились продуктами и спиртным. Далее поехали по довольно горной дороге ч/з Самарское на Казнаковскую переправу (Бухтарминское водохранилище). На дороге и обочине стали попадаться сбитые небольшие совы. Т.к. прошел небольшой дождь и асфальт стал тепло/мокрым, на дорогу повыскакивало множество лягушек погреться. Вот за этими лягушками и стали охотиться бедные птички. Ослепненные светом фар они не всегда успевали избежать столкновения с машинами; пришлось скинуть скорость. К переправе подъехали ночью; в очереди были вторыми за машиной из Кемерово. Водочка, колбаска, обалденное звездное небо, шум прибоя; красота!
Утром очередь была уже примерно из 20 машин, в том числе грузовики. Но паром не пришел. Местный казах, позвонив куда то, сообщил, что паром сломался. Пришлось ехать в объезд ч/з г. Зайсан (крюк примерно 300км). На этой дороге попался участок - «морская волна»; асфальт вроде без выбоин, но с длинными волнами; разогнаться больше 100 км/час нереально.
Периодами довольно хороший асфальт чередовался с «танкодромом».
В г. Зайсан на рынке докупили овощи, колбасу, хлеб; на убогой АЗС заправили все емкости горючкой (90л в красные канистры для лодочных моторов, 50л АИ-92 и 20л ДТ для автомобилей). На «КазМунайГаз» горючка отпускалась по талонам только для местных (с подобной проблемой сталкивались так же в Семипалатинске).
После Алексеевки (Теректы) асфальт перешел в пыльную щебенку; местами дорога пролегала вдоль границы с Китаем. Пограничный шлагбаум располагается на значительном расстоянии от Алексеевки. Причем до шлагбаума долго ехали рядом с разделительной полосой; в пограничной будке никого не было; шлагбаум отрыт (эх, не там затеял переход ч/з границу Остап Бендер! ).
Начался довольно крутой подъем в горы. С вершины чуть более 2 000 метров хорошо просматривается китайская территория, которая разительно отличается от казахской; там песчаные барханы, а тут просто горы; будто кто то специально разделил страны на два таких разных участка. Что то мне кажется казаки Ермака решили, «да ну их нафиг эти пески!» и решили дальше не захватывать территории в этом направлении.
К вечеру прибыли в с. Урунхайка (восточная сторона озера), спустившись с перевала до высоты в 1 500 метров над у/м. Спуск был хоть и крутой, но не сложный. Подъехав к конторе заповедника, встретились с его директором. Он вызвал начальника службы безопасности, который нам пояснил: 1.Озеро и территория вокруг него на расстояние 2км от берега – заповедник. 2.На берегу озера разрешено отдыхать только жителям Казахстана. 3.Ловить рыбу могут только местные жители. 4.Летом ускуч на озере не ловится. 5.Поймать ускуча, а так же хариуса можно в истоке р. Кальжир (Западный берег), но дорога туда довольно сложная. 6. Завтра приезжает комиссия и желательно, чтобы мы утром свалили из деревни. 7. «Раз вы приехали в такую даль, то за небольшие деньги мы вам выпишем разрешение на рыбалку». 8. «С места стоянки на р. Кальжир есть прямая более простая дорога на Алексеевку». 9.Переночевать можно в ГОСТИНИЦЕ! (тут мы слегка прих…). Оказывается (мы про это читали в инете) зимой сюда приезжает много рыбаков и местные сдают свои дома, а так же за деньги доставляют рыбаков на санях/лошадках до мест лова.
На вопрос можно ли передвигаться на лодках с моторами по озеру получили ответ, что нежелательно (значит можно). «Нежелательно, т.к. вода холодная и возможны несчастные случаи; в прошлом году утонуло 6 человек, естественно по пьянке». Небольшой домик, омлет, тушенка, арбуз, водочка и снова звезды. Такое яркое звездное небо я наблюдал только в пустыне Египта и на нашем Севере.
Утром, прикупив в сельпо пару литровых банок икры ускуча, стартанули в сторону д. Матабай. Эх, если бы знать что нас ждет впереди, то возможно мы бы выбрали другой маршрут. Вообще было бы проще оставить машины где нибудь в Урунхайке и по воде (36 км в один конец ) добраться до базы. Плавсредства и наличие горючки позволяли это легко сделать примерно за 5 часов (по паре рейсов тремя лодками). По горам же примерно 60 км мы ехали более 10 часов и сожгли значительно больше горючки, чем сожгли бы в лодочных моторах (Эксп на горном участке в 60км сжег примерно 50 литров АИ-92, я на УАЗе – 21 литр).
Свернув с относительно «хорошей дороги» в сторону Матабая, сразу попали на первый крутой подъем, который заставил включить первую пониженную передачу. С такими крутыми и затяжными подъемами мы столкнулись впервые. Довольно сложный перевал Кату-Ярык в Горном Алтае - детский лепет по сравнению с этими горками. На Алтае видно, что дороги делались с использованием тяжелой техники. Казахи же, похоже, дороги просто прокладывали автомобилями по пересеченной местности; никаких тебе срезов, отсыпок; где смог забраться УАЗ в гору, там и дорога. Ленд Ровер выскакивал в подъемы немного с разгону, т.к. он был без понижайки (хорошо хоть что дизель). На одном из спусков по характерному скрежету я понял, что на передних колодках накладки частично или полностью «испарились»; пришлось вспомнить про азы учебы в автошколе (торможение двигателем). Иногда встречали стойбища (юрты); вокруг паслись лошадки, коровы, овцы. В одной из юрт прикупили пару бутылок кумыса.
Постепенно забрались на максимальную высоту одного из перевалов (вроде Азутау); примерно 2 200 метров. Практически на вершине переехали ч/з ручей с глиняными берегами. Думаю что, в дождь данный ручей может доставить неприятности, т.к. площадь водосбора у него приличная.