Крыльчатка вентилятора приводится от шкива через вискомуфту. Это набор перфорированных дисков в герметичной банке, заполненной специальной жидкостью, вязкость которой при нагреве растет, особенно резко начиная с определенной температуры, вплоть до полного загустевания. Но и в холодном состоянии вязкость не нулевая, поэтому вентилятор проворачивается, но его можно безболезненно остановить рукой. Эта муфта обдувается воздухом, прошедшим через радиатор. По мере прогрева двигателя сначала термостат закрыт и радиатор холодный, потом охлаждающая жидкость начинает проходить через радиатор и муфта начинает прогреваться. Если машина едет по трассе, особенно зимой, встречного потока воздуха избыточно для охлаждения, термостат полузакрыт и воздух от радиатора еле теплый и муфта остается "жидкой" и потери на вращение вентилятора минимальны, как и на холодном моторе. А вот если жара, или пробки, или горы, или бездорожье, то есть большие нагрузки и малая скорость, то естественного обдува не хватает, термостат открывается полностью, радиатор сильно нагревается, воздух от него нагревает муфту и она "густеет" до полной блокировки. В этом состоянии попытка остановить вентилятор рукой будет болезненной и безуспешной.
Таким образом, на холодном моторе вискомуфта экономит топливо, на горячем (перегретом) обеспечивает полноценный обдув. При этом постоянное, даже малоинтенсивное вращение вентилятора всегда подает воздух на муфту, даже на стоящей машине и таким образом обеспечивает обратную связь в системе "температура двигателя-интенсивность обдува". Это надежнее, чем электро муфта с датчиком и применяется на очень многих машинах с продольным расположением двигателя. Если мотор поперек, а радиатор впереди, а не сбоку, то применение вискомуфты невозможно и ставят электромуфту.
С возрастом муфта теряет свойства и перестает блокироваться. Симптом - если в пробке мотор начинает перегреваться, надо рукой в перчатке осторожно попробовать остановить вентилятор. При мертвой муфте он остановится. Если нет - тогда термостат.
Свист, чириканье и щелчки могут происходить еще и от пошипников роликов натяжителя, а так же от подшипников генератора, помпы, гидроусилителя и компрессора кондиционера. Если на нагретом двигателя какие-то из этих звуков остаются (могут изменить частоту и тембр, но остаться) - надо ехать в сервис, искать источник и менять деталь. Я так однажды затянул ремонт и вместо замены подшипнтка генератора за 30 долларов поменял весь генератор за 600 (правда, это не Форд был).