Как и обещал не много о Service $06.
Режим 06 диагностического сканера показывает результаты мониторов конкретных систем и компонентов проводимых ЭБУ двигателя. Очень удобно то, что вместе с результатами теста выводятся и калибровочные величины в виде минимального и максимального предела, причём это именно калибровочные пределы конкретного автомобиля с конкретными калибровками в ПО, т.к. в разных автомобилях по разным причинам могут быть различные калибровки. Результат испытаний имеет конкретное числовое значение которое сравнивается с калибровочными значениями. При выходе результатов измерений из зоны калибровочных пределов устанавливается флаг неисправности и генерируется соответствующий код DTC.
Мониторы делятся на непрерывные и непостоянные, вне зависимости от этого в результатах испытаний отображаются последние действительные значения законченных мониторов, т.е. если монитор был запущен заново и не закончен на момент просмотра результатов, то в результате теста будет показано значение последнего законченного испытания и эти значения сохраняются в течение нескольких ездовых циклов, пока не будут заменены новыми. Это надо понимать, особенно в сложных мониторах которые состоят из нескольких тестов, проводимых параллельно или последовательно. Ярким примером может служить монитор EVAP, системы которого проверяются последовательно в несколько этапов, при этом, если один из тестов закончится с отрицательным результатом (значения выйдут за пределы калибровок и будет установлен флаг неисправности), то последующий тест может не запуститься и, соответственно, его данные не будут обновлены. При диагностике или для проверки результатов ремонта, в этом случае, для получения свежих данных необходимо сбросить все результаты тестов (это делается сбросом кодов DTC или КАМ) и провести ездовой цикл с выполнением условий проведения конкретного монитора. Ещё раз напомню любителям ’’сбросить ошибки’’ : при сбросе кодов DTC сбрасываются результаты всех бортовых мониторов и результаты ‘’замороженного кадра’’ , а вместе с ними уплывают в далекое плавание подсказки причин неисправности. Поэтому бывает очень полезно сохранять все данные об ошибках перед их удалением.
И так, какие основные мониторы мы можем увидеть в этом сервисном режиме и как использовать результаты тестов. Начнём с того, что отображение списка мониторов и тестов с результатами испытаний полностью зависит от используемой программы, т.е. дилерский софт, в нашем случае IDS, покажет все тесты заложенные в ПО самопроверки ЭБУ, наш любимый Forscan показывает только те тесты, запросы на которые заложены разработчиками в программу. Как говорится и на этом спасибо, тем более, что софт бесплатный. Как правило отображаются основные мониторы предусмотренные стандартами OBDII. Теоретическое описание основных мониторов OBDII можно найти здесь:
https://www.motorcraftservice.com/FreeResources/OBDМонитор датчика кислорода. Из всего набора тестов датчика могут быть очень полезными данные амплитуды напряжения. Часто бывает, что датчик уже отравлен, его амплитуда снижена и он вяло реагирует на изменение состава смеси, но ЭБУ не фиксирует неисправность т.к. результат измерений находится в пределах пороговых значений. Но здесь надо понимать, что корректная работа датчика возможна только в стехиометрический зоне и напрямую зависит от состава смеси, если топливная система неисправна мы получим не корректные данные, на основании которых можно сделать не правильный вывод относительно неисправности датчика.
Ток нагревателя может помочь понять, что происходит с цепью нагрева. Низкий ток - высокое сопротивление/обрыв, высокий ток - низкое сопротивление/замыкание. При покупке (подборе) неоригинального датчика необходимо учитывать его внутреннее сопротивление, при значительном отклонении сопротивления от заводской нормы могут возникнуть проблемы.
Монитор катализатора. Проверяется отношение количества переключений заднего датчика кислорода к количеству переключений переднего. Чем ближе это отношение к 1, тем хуже работает катализатор. Здесь также надо понимать, что неисправности топливной системы прямым образом влияют на результаты измерений. Также имеет значение качество и тип топлива, при езде на газе это отношение будет ниже, чем на бензине. Результат теста можно использовать для относительной оценки работоспособности катализатора, а так же для подбора обманки при удалении катализатора. Если результат испытаний близок к максимальной калибровке, то скорее всего ошибка по производительности катализатора скоро даст о себе знать.
Монитор EVAP. Наверное один из самых сложных мониторов, состоящий из множества последовательных тестов. Здесь можно увидеть результат испытаний каждой фазы монитора. Подробное описание монитора можно найти здесь:
http://www.fordexplorerclub.ru/forum/index.php/topic,28730.0.htmlМонитор EGR. Сложный монитор тесты которого выполняются последовательно и при наборе определённых условий. Проверяются шланги датчика DPFE на утечку воздуха и проходимость, а так же клапан на функциональность с измерением количества потока отработанных газов.
Пропуски воспламенения. Монитор имеет несколько счетчиков пропусков с различными условиями. Счетчики пропусков в цилиндрах помогают идентифицировать проблемный цилиндр без лишних хлопот. Бывает так, что двигатель работает с пропусками, но они имеют спорадический характер при определённых условиях, но калибровочный порог счетчика не превышен и ошибки, указывающей на конкретный цилиндр нет. Здесь и помогут результаты тестов данного монитора без необходимости проведения дополнительных диагностических мероприятий. В некоторых случаях требуется совершить тестовую поездку с созданием условий возникновения пропусков для обновления результатов тестов.
Прочие мониторы. Некоторые мониторы могут отображаться как «неизвестный тест», это означает, что разработчик программы предусмотрел запрос теста по ID, но не указал его назначение.
Идентификационный номер (ID) мониторов (MID), тестов (TID) и компонентов (CID) назначает производитель автомобиля. Номера обозначаются в шестнадцатеричной системе от 00 до FF. Часть неопознанных программой тестов можно найти по ID в описании OBDII, остальные у производителя в технической информации.
Обновил первую страницу темы, добавил тематические ссылки.