Автор Тема: Первичная диагностика двигателя. Таблицы референсных значений.  (Прочитано 176279 раз)

Оффлайн and032

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3770
  • Репутация: +1764/-0
  • Пол: Мужской
  • Explorer 4.0 XLT+ 2008
    • Просмотр профиля
  • Клубная карта №: 0032
  • Откуда: Брянск,32RUS
  • Модель: FE4 4.0L АКПП
  • Год выпуска: 2008

Оффлайн ASVАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4176
  • Репутация: +130/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • Откуда: Москва
  • Модель: FE4 4.6L АКПП
  • Год выпуска: 2006
 Узкополосный датчик содержания кислорода в выхлопных газах не может измерять содержание кислорода в широком диапазоне и работает как переключатель. Чтобы датчик переключался, ЭБУ постоянно меняет качество смеси от бедной до богатой с помощью SHRFT.  Переключения постоянно крутятся вокруг 0,45В (точка стехиометрического состава смеси) с амплитудой 0,1-0,9В.  Таким образом определяется и поддерживается стехиометрический состав смеси. В зависимости от технического состояния двигателя или самого датчика, переключения могут сдвигаться ближе к бедной или богатой зоне.

Если амплитуда переключений становится меньше или смещается в бедную или богатую зону, то есть проблема с качеством смеси или с самим датчиком.   
 Исправный датчик кислорода переключается с частотой около 1,5 Гц. Если частота переключений значительно ниже - это может говорить о проблеме в двигателе или неисправности датчика.
 Есть еще такой важный показатель, как время отклика датчика или время его переключения из бедной в богатую и из богатой в бедную зону. Время переключения исправного датчика обычно составляет 80-120 мсек. Со временем датчик начинает терять чувствительность и время переключения увеличивается.

 Мониторинг времени переключения передних датчиков может быть не предусмотрен в программе самопроверки ЭБУ, поэтому, если время переключения датчика 300 мсек и выше, то он уже "устал" и его надо менять. Частота и амплитуда переключений датчика контролируются мониторингами и при выходе значений за калибруемые пределы загорается MIL и в РСМ записывается соответствующий DTC. Когда значения коррекции топлива или датчика кислорода выходят за калибруемые пределы, система управления переходит в режим работы без обратной связи по датчику кислорода и работает по таблицам адаптации с учётом последних записанных значений LONGFT. Это называется "работа по открытому контуру" или "разомкнутой петли", при этом параметр FUELSYS принимает статус Open Loop.
 
  Коротко о проверках, которые проводит ЭБУ по заложенной в него программе. Проверки (мониторы) датчиков и систем автомобиля разделяются на непрерывные  и непостоянные. Непрерывные проверки проводятся всё время, пока двигатель находится в рабочем состоянии. Непостоянные проверки проводятся при определённых условиях один или несколько раз в течении ездового периода. Некоторые проверки проходят в несколько этапов и при определённых условиях, поэтому бывают моменты, когда весь цикл проверок может растянуться на несколько ездовых периодов. Проверки систем имеют определённый статус (или так называемые "флаги"), возможны состояния INCMP(incomplet) или CMPL(complet).  INCMP - соответствует состоянию незавершенности теста на данный момент времени, то есть на момент рассмотрения данных монитор выполнен не полностью. CMPL - соответствует полной завершенности монитора и говорит о исправности системы или датчика. Статус AVAIL - присваивается мониторам при возможности их реализации, N/A - означает, что ЭБУ не поддерживает проведение монитора данной системы или датчика. Статус Allow/Disallow - присваивается мониторам, которые проходят в несколько этапов и соответствуют разрешению или запрету определённого этапа монитора, запрет - означает, что предыдущий этап не прошел проверку. Статус YES/NO или PASS/FAIL - указывают работает система(датчик) или нет.

Оффлайн ASVАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4176
  • Репутация: +130/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • Откуда: Москва
  • Модель: FE4 4.6L АКПП
  • Год выпуска: 2006
 Появилась очень наглядная возможность показать, как можно применить вышеизложенную информацию на практике и провести элементарную диагностику двигателя с помощью сканера. Напомню, самый важный параметр, по которому можно судить о исправности двигателя  - LONGFT. Если для вас это всё очень сложно, но есть сомнения по исправности системы управления двигателем или вам кажется, что увеличился расход топлива, то посмотрите этот параметр и если он не укладывается в +-5% - езжайте на диагностику к специалистам. Для тех, кто чувствует в себе силы, руки растут из нужного места и голова работает в нужном направлении, но не хватает самую малость - информации и опыта, я приведу пример диагностики двигателя и проведу анализ полученных результатов. Если это поможет вам научиться обращаться со сканером на чуть более высоком уровне, чем просто считывание ошибок - буду очень рад.  :)
 Ко мне обратился наш клубень с жалобой на работу двигателя и, как ему кажется, на повышенный расход топлива(хотя он понимает, что расход - понятие относительное) и вопросом: что лучше, поставить новые форсунки или проверить и промыть имеющиеся на стенде? К этому времени были уже заменены свечи и высоковольтные провода, подозрение падало на льющую форсунку. Я спрашиваю: На чем основываются подозрения и откуда такие выводы? Ответ меня просто убил, цитирую дословно: "Вывод основали так, начать с простого." Абзац...   :o  *7*
 Товарищи! Нельзя менять всё подряд - так можно вылететь в трубу! Я понимаю, что свечи и провода - расходники, но и их можно проверить, а не менять каждый раз, когда что-то не так. Запомните раз и навсегда: проверить можно всё, любой датчик или исполнительный механизм, если не хватает оборудования или знаний - надо ехать туда, где это есть, диагностика с точным диагнозом - дешевле замены всего подряд. Любителю, который готов на все, ради здоровья своего автомобиля - это простительно. Но меня всегда убивает фраза, услышанная в автосервисе: "Давайте попробуем заменить это или то"  *7* *pozor* Когда вы сами играете в рулетку на свои деньги - это можно понять, но когда вы позволяете играть в рулетку за ваш счёт чужому человеку...  :-[
 Это всё лирика. Итак, автомобиль Э4 2008г, двигатель 4 литра, самый доступный китайский сканер ELM327, программное обеспечение ForScan (лишнее подтверждение тому, что для элементарной диагностики двигателя не нужно дилерское оборудование и другое "серьезное" оборудование).
 "Допрос с пристрастием" не выявил характерных симптомов, кроме, как жалобы на то что в последнее время двигатель иногда стал запускаться не с "пол-оборота", а надо "погонять несколько секунд", системы нет - может быть на холодную или горячую; на ХХ двигатель иногда "подколбашивает"; по ощущениям увеличился расход топлива; сканер ошибок не показывает.
 Так как симптомы слабые и не совсем понятно, что искать - было выбрано максимальное количество информационных параметров и проведен тест на падение давления топлива в режиме KOEO(зажигание включено, двигатель не запущен).

 Давление топлива в режиме KOEO - 350kPa, это приблизительно 50psi - порядок, падение давления не зафиксировано, оснований не доверять датчику давления в топливной рампе нет.

 Первое, что сразу бросилось в глаза - увеличенная долговременная коррекция топлива (смотрите на маркер). Значения этого параметра для первой группы цилиндров(bank1) доходил до +5,47%, а для второй(bank2) - до +10,94%. Так же были замечены низкие, неустойчивые обороты ХХ (650-700 об/мин) и чуть завышенное значение MAF (1,1 В) для этих значений ХХ, но об этом позже. Давление топлива в режиме ХХ регулируется в районе 270кРа (39psi) - норма.
 Получается, что смесь бедная и ЭБУ обогащает ее с помощью коррекции, увеличивая время впрыска форсунок, при этом, коррекция второго банка больше, чем в первом в два раза.
Стоит отметить, что если коррекция приблизительно одинакова для обоих банков, но уходит в плюс или в минус - имеет место общая проблема, например: давление топлива или MAF - эти значения не могут влиять на одну группу цилиндров, а влияют на обе. Если коррекция в банках сильно отличается, то имеет место проблема конкретного банка, например: датчик кислорода или неисправная форсунка - они влияют только на ту сторону, где расположены. Так же, хочу обратить внимание на то, что снимать показания необходимо не только в режиме ХХ, но и на 1500-2000 об/мин, потому, что определенные неисправности проявляются в разных режимах работы двигателя, их так проще искать и делать какие-либо выводы, исходя из полученных результатов. Позже вы в этом убедитесь.
 На 2000 об/мин картина уже меняется - коррекция подтягивается к нулю и составляет LONGFT1 +0,78%, LONGFT2 +5,08%.
 

 Давление топлива в норме. Передние и задние датчики кислорода имеют вполне здоровые графики.
 Теперь давайте рассмотрим возможные причины обеднения смеси.

Причины бедной смеси:
- Низкое давление топлива
- Форсунки грязные/неисправные
- Подсос неучтенного воздуха во впускной коллектор (в том числе через систему EGR, EVAP и клапан PCV)
- MAF (ДМРВ - грязный/неисправный)
- Утечка выхлопных газов через прокладку выпускного коллектора до датчика кислорода
- Неисправный датчик кислорода

 И сразу причины обогащения, на будущее.
Причины богатой смеси:
- Высокое давление топлива
- Утечки топлива через форсунки(льют)
- MAF
- Грязное моторное масло


  Следующим шагом надо исключать возможные причины с учетом того, что неисправность больше влияет на один банк и наиболее выражена в режиме ХХ. Давление топлива находилось в норме, падение давления зафиксировано не было. Форсунки, если они грязные, то смесь будет бедной и на ХХ и на высоких оборотах в равной степени. MAF - возможно, но он влияет на оба банка в равной степени, а здесь банк2 явно реагирует больше первого. Хотя показания MAF чуть завышены для ХХ, но не на столько, чтобы была такая реакция . Датчики кислорода работают нормально. Утечка выхлопных газов - ну, это обычно хорошо слышно, исключаем. Остается только подсос воздуха и он очень хорошо "вписывается" в картину происходящего, особенно, если источник подсоса расположен во впускном коллекторе поблизости от второй группы цилиндров.
Хочу обратить внимание, что если вы видите такую картину, когда при положительной коррекции в режиме ХХ, она уменьшается на высоких оборотах двигателя - практически всегда это означает подсос неучтенного воздуха во впускной коллектор. Дело в том, что на ХХ дроссель закрыт и в коллекторе создается максимальное разряжение, которое заставляет "просачиваться" воздух из всех неплотностей и трещин. При повышении оборотов дроссель открывается, доступ поступающему в двигатель воздуху увеличивается и разряжение падает, вследствие этого, через неплотности поступает меньше воздуха. Так же на ХХ в двигатель поступает меньшее количество воздуха и система более чутко реагирует на обеднение лишним воздухом, чем на высоких оборотах, где количество неучтенного воздуха "теряется" в общем объеме.
 Причина опознана и ее надо искать. Я рекомендую владельцу автомобиля искать подсос воздуха, в первую очередь проверить все шланги, идущие на впускной коллектор. (Дело в том, что диагностика проводилась "дистанционно", то есть он делал все сам и присылал мне скрины и логи.) Через некоторое время он мне сообщает, что все проверил, но подсоса не нашел...   :-\  Я говорю: " Ищи лучше. Лучше десять раз проверить шланги, чем один раз снять интейк(впускной коллектор). Снимай каждый шланг, глуши его входной штуцер на коллекторе и смотри на коррекцию. Если она уменьшится, то подсос найден". Еще через некоторое время он мне сообщает что сифонит через шланг идущий на клапан EGR.  Бинго!!!  ;D  Виновник найден - скорее всего, треснула диафрагма клапана EGR и через нее сосало воздух.
 Совет: всегда идите от простого к сложному, лучше десять раз проверить и потом идти дальше, чем разобрать и так и не найти неисправность.
  Естественной рекомендацией, в данном случае, будет замена клапана EGR и, пока заказанная запчасть будет в пути, заняться очисткой дроссельной заслонки, MAF(ДМРВ) и клапана PCV. Помните, что обороты ХХ были низкие, а показания MAF для этих оборотов были высоковаты? На состояние ХХ кроме подсоса воздуха, может влиять степень загрязнения дросселя и MAF. Через клапан PCV(вентиляции картерных газов), в случае его загрязнения, может "сосать" картерные газы(тот же подсос воздуха и обеднение горючей смеси), а так как пробег уже приличный его можно очистить и для профилактики. Но все это позже - после замены неисправного узла и удаления основной неисправности.
 Продолжение, надеюсь, следует...

Оффлайн and032

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3770
  • Репутация: +1764/-0
  • Пол: Мужской
  • Explorer 4.0 XLT+ 2008
    • Просмотр профиля
  • Клубная карта №: 0032
  • Откуда: Брянск,32RUS
  • Модель: FE4 4.0L АКПП
  • Год выпуска: 2008

Оффлайн leks900

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 182
  • Репутация: +11/-0
  • Пол: Мужской
  • Xplore!
    • Просмотр профиля
    • Мои альбомы
  • Откуда: Алмата
  • Модель: FE4 4.0L АКПП
  • Год выпуска: 2006
Тему надо  назвать букварь диагноста.. :) ;)

- Илюха -

  • Гость
египетская сила,они еще чего то поняли в этом ЭКГ   :o
ASV,молодец,зачет,,но я лично нихрена не понимаю ничего из этих графиков и парабол  *pozor*

Оффлайн and032

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3770
  • Репутация: +1764/-0
  • Пол: Мужской
  • Explorer 4.0 XLT+ 2008
    • Просмотр профиля
  • Клубная карта №: 0032
  • Откуда: Брянск,32RUS
  • Модель: FE4 4.0L АКПП
  • Год выпуска: 2008
- Илюха -, нужда заставит....вернее ,если есть интеррес - можно разобраться  ;)

Оффлайн AL98RUS

  • Мастер пера
  • ******
  • Сообщений: 5753
  • Репутация: +327/-1
  • Пол: Мужской
  • 4.6L 2008 уехал, Sport 2018 MOHAVE2 2021 100тык
    • Просмотр профиля
  • Откуда: Петроград
  • Модель: Другой автомобиль
  • Год выпуска: 2021
ASV, , Сергей, спасибо!
Реальность такова, что по-настоящему неотложных дел не существует (Р. Карлсон)

- Илюха -

  • Гость

Оффлайн ASVАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4176
  • Репутация: +130/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • Откуда: Москва
  • Модель: FE4 4.6L АКПП
  • Год выпуска: 2006
Долгожданное продолжение истории, точнее финал.
 После замены клапана EGR, очистки дроссельного узла, MAF и регламентной замены свечей зажигания (которые были все в хорошем рабочем состоянии, пришел срок и владелец решил их заменить), видим следующую радостную картину:


 Коррекция встала на место, обороты ХХ подтянулись к 700 об/мин. Итог: двигатель заводится без проблем "с пол-пинка", ХХ ровный, расход топлива снизился почти на 2,5л, претензий к работе двигателя нет. Владелец доволен.  :)

Оффлайн audi

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 118
  • Репутация: +1/-0
  • Пол: Мужской
  • Xplore!
    • Просмотр профиля
  • Откуда: СибирьКурган
  • Модель: FE3 4.0L АКПП
  • Год выпуска: 2004
Приветствую,
а по моей экг что то можно какие то выводы сделать? машина немного на холостых потряхивает, порой почти не заметно иногда заметно очень даже. заводится хорошо, расход в норме вроде.
показатели:







Оффлайн ASVАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4176
  • Репутация: +130/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • Откуда: Москва
  • Модель: FE4 4.6L АКПП
  • Год выпуска: 2006
Для начала заполните прфиль. Машина какая, двигатель?

Оффлайн audi

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 118
  • Репутация: +1/-0
  • Пол: Мужской
  • Xplore!
    • Просмотр профиля
  • Откуда: СибирьКурган
  • Модель: FE3 4.0L АКПП
  • Год выпуска: 2004
Ша компа под рукой нет,
ФЭ 3 2004 4,0

Оффлайн ASVАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4176
  • Репутация: +130/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • Откуда: Москва
  • Модель: FE4 4.6L АКПП
  • Год выпуска: 2006
Ша компа под рукой нет,
ФЭ 3 2004 4,0
Когда будете у компа, не забудте внести это в профиль.
 Первое, что бросается в глаза, это увеличение коррекции на высоких оборотах (смесь становится бедной) и не адекватные показания давления топлива. Еще нижние кислородники переключаются с высокой частотой.
 Отсюда вопросы:
1. На топливной рампе есть датчик давления и температуры топлива или нет?
2. Что с катализаторами : есть/нет, если обманки, то какие?

Оффлайн audi

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 118
  • Репутация: +1/-0
  • Пол: Мужской
  • Xplore!
    • Просмотр профиля
  • Откуда: СибирьКурган
  • Модель: FE3 4.0L АКПП
  • Год выпуска: 2004
1. Не знаю есть или нет, ну я ничего не снимал. мож подскажешь где ее посмотреть (что бы увидеть впуск надо снимать????).
2. каты на месте, обманок нет лямды на месте.

Теги:
 

Похожие темы

  Тема / Автор Ответов Последний ответ
4 Ответов
3871 Просмотров
Последний ответ 17 Сентябрь 2012, 22:57
от Гаврик
15 Ответов
10648 Просмотров
Последний ответ 02 Июль 2011, 11:44
от МиХ
45 Ответов
15416 Просмотров
Последний ответ 14 Август 2014, 09:34
от nervousspb
0 Ответов
1903 Просмотров
Последний ответ 16 Сентябрь 2015, 09:50
от fox-samara-01
5 Ответов
4619 Просмотров
Последний ответ 19 Сентябрь 2021, 18:12
от специалист