На осмотр меня побудил неприятное гудение, появляющееся при включении полного привода. Загнал машину на яму, посмотрел, подёргал, посмотрел-подёргал... В общем, люфт в переднем карданном валу. Ну, понятное дело, меняем крестовины - и дело с концом. Приобрёл за недорого 2 японские крестовины под именем TOYO, подивился, переведя вкладыш с грозным ахтунгом: "Смазка, заложенная в крестовины, является транспортировочной, перед установкой обязательно заменить на рабочую!" Всегда ставил крестовины, как из коробки достал, ну ладно, смажем...
Снова машину на яму, снимаю защиту раздатки, а под ней - вот те раз - шарнир из двух крестовин! В полумраке под защитой не обратил на это внимание, почувствовал рукой биение, и всё. Ладно, обе новых крестовины поставлю туда. Снял кардан, предварительно пометив места установки, выбил молотком первую крестовину, а под ней... Какая-то странная конструкция, ранее мне не известная, была покрыта слоем грязи и ржавчины. Отскоблил, отчистил, отмыл. Вот что люфтило! А крестовины были абсолютно живые! Пока я по ним молотком не прошёлся
Узел, как я понял, представлял из себя шар с игольчатым подшипником внутри, остатки которого высыпались при разборке, и делил изгиб вала между крестовинами поровну. Восстанавливать было нечего, ищем замену.
Инет рассказал, что штука эта именуется шарниром Гука, ставится и на Доджи, и на ГМ, а на чирки даже того же партнамбера, что и на Эксплорер, - в общем, везде, где стоят двойные крестовины. В России их не обнаружил, заказал с исторической родины. Шарниры Гука, как выяснилось, бывают смазываемые и несмазываемые.
,
внешне разные, но взаимозаменяемые. К несмазываемым, как стоял у меня изначально, на ответную часть ставится длинная резиновая муфта-пыльник, которая хоть как-то защищает шарнир от грязи, на смазываемые из-за бОльшего их размера муфта уже не налезает, и вместо неё ставится железное кольцо. Оно ничего толком не защищает, одна бутафория, но возможность смазки склонила меня к приобретению именно этого варианта. Будем шприцевать!
В результате было заказано:
смазываемый шарнир Гука,
металлическое кольцо,
две новых крестовины с пресс-маслёнками в торцах чашек (из-за достаточно плотной компановки узла пользоваться маслёнками внутри креста, как на приобретённых ранее японских, крайне затруднительно, они пригодятся в других местах),
новая гофра на шлицевое соединение - старая развалилась вся, заодно поменяю,
смазка. Смазку выбрал синтетику, у нас в городе в продаже её нет, а ехать в Москву за банкой смазки счёл нелогичным, да и в Москве с хорошими смазками, как я поглядел, туговато.
Всё необходимое было в арсенале фирмы Spicer, мой карданный вал, судя по надписям на деталях, тоже был произведён Спайсером, да и вообще, имя Дана - Спайсер, производитель мостов и валов для всего американского автопрома, никаких отрицательных эмоций не вызывало, на них и остановился.
Когда получил - удивил вес посылки. Когда вскрыл, обнаружил, что смазки пришла целая упаковка! Заказывала жена, а её ничуть не смутили ни вес, ни цена позиции
Ещё удивили крестовины. В коробку вложен пакет со стопорными кольцами, три комплекта разной толщины и разных цветов: чтоб можно было точнее отцентровать крестовину при установке. И - листок-мануал, где описаны эти самые кольца и грозное предупреждение: в крестовины заложена транспортировочная смазка, при установке заменить!!! Вот это да, и они туда же... Что ж, сказано - сделано: с присущим мне перфекционизмом все новые крестовины и шарнир были разобраны, тщательно отмыты и высушены, после чего заполнены новой смазкой. Конечно, может, и достаточно было просто прошприцевать после установки, но у нас другой подход:)
Отчищаем тщательно до блеска старые детали, для посадочных отверстий крестовин используем железный ёршик на дрели, перед отмывкой шлицевого соединения отмечаем положение для последующей сборки.
Купленная смазка, по надписи, предназначена для крестовин и шлицевых соединений, и не предназначена для ШРУСов и подшипников. По моему мнению, ей можно шприцевать и шаровые с наконечниками.
У соседа по гаражу есть пресс - напрашиваюсь к нему на сборку.
Готово. Можно устанавливать!
P.S. Желающим повторить - на фотографии видны все необходимые партнамберы. Кстати, Спайсер, продаваемый в Америке, и Спайсер, продаваемый в Клондайках-Академиях - две большие разницы. Если первые (красная упаковка) - вполне достойные качественные запчасти, то второе (синяя упаковка) - ерунда какая-то самого низкого пошиба, уровня МоторПро и прочих.
Почему американцы съели Гука?
Вошли без крика, почти без звука,
Как саданут его карданом прямо в ухо,
Потом ещё раз, - и нету Гука!
В народе есть одно предположенье:
Придумал он в кардане сочлененье.
В ремонте неудобное, падлюка!
Вот фордоводы и съели Гука!
Однако слышал я ещё другое мненье:
У джиповодов кончилось терпенье.
Шарниры эти шприцевать - такая мука!
Вот и убили злодея Гука.
Всё!