Здравствуйте всем. Как и обещал попытался собрать мысли в кучку по поводу цифровой приборки для Э2.
Предвидя вопрос на кой все это надо отвечу: я хочу нормально видеть параметры своего автомобиля. Слепые индикаторы без единой цифры, которые стоят на нашей приборной панели, имхо издевательство. Исключение составляет только прибор уровня топлива, к нему у меня нет никаких претензий. Еще один момент: если бы у меня был нормально функционирующий разъем OBD-II, то я бы делал CAR PC с выводом всей диагностической информации на него. В добавок там была бы навигация, музыка, фильмы, интернет и все девчёнки-красотки из одноименной темы. К сожалению OBD-II у меня недоделанный (©
Chicha66), поэтому и весь сыр-бор.
Вообще, сначала я не собирался заморачиваться именно на приборную панель, а хотел сделать просто центральную консоль, поставить в нее часы (штатные не нравятся) и несколько приборов вокруг них:
- Вольтметр
- Давление масла в двигателе
Температуры:
- двигателя
- масла АКПП
- воздуха внутри
- воздуха снаружи автомобиля
Всего 6 приборов, все цифропоказывающие. Вовнутрь вставил бы преобразователь на 220V для зарядки ноута в путешествиях...
Но както на форуме обмолвился словом что теоретически можно и приборку сделать и мне тут же выделили панель для экспериментов и велели дерзать. Чтож, слушаю и повинуюсь
Прикинул то да се, получается что кроме спидометра, одометра и тахометра можно втиснуть все теже 6 приборов. Но теперь надо добавить еще показометр уровня топлива и тут получается бяка.
На мой взгляд надо:
1.Вольтметр
2.Давление масла в двигателе
3.Температура двигателя
4.Температура масла АКПП
5.Уровень топлива
6.Не знаю что.
А шестой прибор нужен ибо не симметрия режет глаз.
Под номером 6 может быть все та же температура воздуха внутри/снаружи автомобиля переключаемая кнопкой. Но мне такой вариант не очень нравится технически. Либо выкинуть один из пяти (какой?), тогда приборов останется 4.
Кстати о технической стороне. В качестве температурных приборов я предлагаю использовать схемы на основе термодатчиков DS18B20. Эти датчики имеют диапазон измерения от -50 до +125 градусов и показания свои передают сразу в цифровом виде. Датчики не нуждаются в калибровке, точность измерения +/- 0,5 градуса. Я собрал вот
эту схему. Плата с измерительной частью имеет размеры 50х55мм. Сейчас я пытаюсь уломать ее автора чтобы он дал исходник прошивки (пока безрезультатно) т.к. я считаю что в нашем случае десятые доли градуса не нужны и надо подправить прошивку чтобы они округлялись. Что мне еще не нравится в этой схеме: при включении питания загораются оба индикатора и показывают 00,0. Спустя секунду на одном индикаторе появляется заначение текущей температуры, а на втором по прежнему горят нули. Показания на втором индикаторе появляются спустя 3-5 секунд после включения схемы. Пустячок, а неприятно. Пока не добился от автора схемы ответа баг это или фича. Собственно, я задал ему на форуме вопросы, а он так и не ответил, может не видел еще...
Все остальные датчики банально резистивные, т.о. контролировать нам надо изменение напряжения на них при заданном токе - т.е. фактически нам нужны вольтметры. Схем цифровых вольтметров в инете просто гора, выбирай на вкус. Мне нравится
вот эта и ее
интерпретации.
Потихоньку начинаю работать над вольтметром/манометром, но есть проблемки - не могу скачать работоспособную версию программы в которой нарисованы ее схемы и платы, так что все пока ограничилось поиском/закупкой нужных деталек.
Спидометр/одометр, тахо. Все более-менее понятно. Данные датчики являются датчиками Холла и схем для них тоже не мало в инете. Тем более что на тахометр у нас есть специальный вывод от блока управления двигателем - там видимо уже стоит какойто формирователь импульсов прямоугольной формы. Возможны конечно нюансы, но на вскидку ничего невозможного. Для себя нашел несколько схем достойных повторения с более-менее внятным описанием и исходниками прошивок.
Я думаю показометр спидометра надо разместить в центре приборной панели и сделать его из больших индикаторов - с высотой цифры 25-40мм (оранжевых или желтых). Ниже и по бокам от спидометра разместить одометр и тахометр, сделать их из маленьких индикаторов с высотой цифр 5-7мм (зеленые как и все остальные). Маленькими потомучто по опыту знаю: цифровой тахометр зело мазолит глаза - циферки на нем все время скачут и видеть его прямо перед носом крупно будет неприятно. Над показометрами тахометра и одометра сгруппировать контрольные лампы (те, которые не вместятся на боковые панели).
К изготовлению этих схем думаю приступать в последнюю очередь т.к. хочу сначала разобраться что же и куда приходит от датчиков.
Схемы я стараюсь брать построенные на микроконтроллерах ATMEGA8. Эти микроконтроллеры легко купить, стоят они не дорого и кроме того у меня есть шкурный интерес: на работе имеется программатор позволяющий прошивать эти контроллеры.
Изготовление самой приборки.
Мне это видится так. Берется лист непрозрачного пластика толщиной 3-5мм, в нем прорезаются окошки под цифровые показометры и контрольные лампы (светодиоды в нашем случае). К этому же пластику крепим платы индикации. Поверх окошек для контролек приклеиваются распечатанные на лазерном принтере пиктограммы. Печатать лучше на матовой пленке для принтеров, но можно и на бумаге. Легко и изящно придаем пиктограммам нужный цвет при помощи разноцветных папок для бумаг (технология описана
здесь), поэтому все светодиоды для контрольных ламп берем белого цвета. Сверху все это дело накрываем тонким оргстеклом, оргстекло предварительно тонируем черной тонировочной пленкой. Пленки есть разные по светопропускаемости, я думаю нам нужна самая легкая тонировочная пленка. По идее получится полностью черная приборная панель, а при включении зажигания цифры проявятся сквозь нее. Теоретически.
Маленькое дополнение: думается что цифропоказывающие индикаторы тоже можно брать белые и придавать индикации нужный цвет подобно цвету контрольных ламп.
Теперь несколько фоток.
здесь я попытался примерно представить как все это будет в натуральную величину. Размеры пиктограмм и сигнальных табло реальные. Эксперимент показал что пиктограммы великоваты, надо на пару мм поменьше. Здесь нет макетов спидометра, одометра и тахометра - у меня пока еще нет нужных для этого индикаторов, соответственно я не знаю их размеры.
Это свежевытравленная плата двухканального термометра. Размер 50х55мм. Плата с индикаторами будет отдельно от нее.
так выглядит термодатчик DS18B20. Крайние ножки - питание 5В, средняя - выход информации в цифровом виде.
Примерно так будут выглядеть правая и левая стороны приборки. С размером восьмерок лопухнулся раза в полтора, в реале они меньше (высота цифры 10,2мм)
Пока что все вышеописанное по большей части находится в стадии осмысления и первых экспериментальных проб. Пока в голове у меня не сложится полной картины что-куда-чего-и-как ничего в автомобиле курочить не стану. А у меня пока только фрагменты...
Вторым постом могу накидать схем и программ необходимых для их просмотра-и-рисования, а так же для печати-и-изготовления плат по методу Лазерно-Утюжной-технологии (ЛУТ).
Готов к тумакам, только сильно не пинайте